Примерное время чтения: 7 минут
84

Помирятся ли водитель с инспектором?

Читателям "АиФ" отвечает начальник Главного управления ГИБДД России генерал-лейтенант милиции Владимир ФЕДОРОВ.

- Владимир Александрович, начнем с проблемы, которая, судя по редакционной почте, оказалась сейчас самой злободневной: обмен водительских удостоверений. Чем объяснить столь жесткие сроки его проведения?

- Сроки вполне оправданные, ведь обмен удостоверений был начат еще в 1993 г. Значительная часть водителей, те, кто ездит ежедневно, права уже обменяли. И все же ажиотаж возник. Отчасти это недоработка нашей службы пропаганды, нужно было через СМИ информировать водителей, напоминать... Надо же понимать, что по нашей российской привычке люди тянут до последнего дня. Но, к счастью, на дворе пока не декабрь, а лишь начало марта. Так что в срок мы должны уложиться.

- А можно ли добиться того, чтобы визит в ГИБДД не оборачивался тяжким испытанием - нервотрепкой и очередями?

- По многим регионам проблем нет. По Питеру, например, где построен городской экзаменационный центр. Нет больших проблем по Перми, Татарстану и Нижнему Новгороду. А вот в столице дело обстоит хуже. Помещения МРЭО в Москве никакой критики не выдерживают. На окраине столицы, в Солнцеве, наши службы до сих пор ютятся в строительных бытовках. И об этом недавно был разговор с Ю. М. Лужковым. Речь шла не об улучшении условий труда нашим сотрудникам, а о том, чтобы водителям стало легче. Перерегистрация и экзамены - это процесс непрерывный. По нашим подсчетам, примерно пятая часть машин ежегодно переходит из рук в руки. Получается, что за пять лет автотранспорт полностью меняет владельцев. Заполняются миллионы документов. Процедура эта сложная, но, поверьте, иначе нельзя. Именно за счет строгого контроля число краж автомобилей в стране мы сбили, и сбили капитально - почти вдвое!

Подчеркиваю, никаких лишних документов мы при обмене не запрашиваем. Медицинскую справку просто обязан иметь каждый водитель. Нужно лишь документально подтвердить, что удостоверение было получено законно. Это может быть свидетельство об окончании курсов, личная карточка водителя или сохранившийся талон предупреждений. Если права были выданы в другом регионе, проверку мы берем на себя. Да, в регионах, где плохо сработала пропаганда, долго раскачивались, ажиотаж пока есть. Но положение выправляется. В Москве, к примеру, сформированы мобильные бригады, которые будут обменивать удостоверения непосредственно в организациях и на предприятиях.

СТРАХОВКА ШТРАФА ЭФФЕКТИВНЕЕ

- Новые удостоверения и номерные знаки, инструментальный контроль, а теперь еще и новые аптечки - все это деньги, и немалые. Между тем большинство наших читателей - люди весьма скромного достатка, владельцы подержанных "Москвичей" и "Жигулей". Поражает, с каким упорством государство вытрясает из них последние гроши...

- Цены устанавливаем не мы, а местные органы власти. Стремясь пополнить бюджет, многие руководители действительно, мягко говоря, увлеклись. При всем уважении к президенту Калмыкии не могу понять, почему стоимость номерного знака зашкалила в этой не самой богатой республике за 500 руб.! А рекордно дорогое водительское удостоверение в Санкт-Петербурге - это тоже не самое мудрое решение губернатора Яковлева. Но есть и другие примеры. Скажем, в Московской области по решению губернатора выделено две льготные серии номерных знаков для малоимущих.

- Кстати, мы не упомянули еще одну статью затрат - страховку. К страхованию, судя по письмам, у нас пока отношение настороженное...

- Однако рано или поздно от старой привычки полагаться на авось придется отвыкать. Не секрет, что аварийность в России мы сдерживаем исключительно силовыми методами - с помощью административного кулака. В год 52 млн. водителей за различные нарушения наказываем, людей обижаем. Но не будь этого, пришлось бы убирать с дорог горы трупов. А ведь во всем мире существует другой рычаг - экономический. Ездишь без аварий - тебе цену страховки снижают на 10, а то и на 30%. Совершил аварию - на следующий год цену страховки тебе набросят. Хочешь не хочешь, а станешь осмотрительнее.

Есть и другой аспект. Зацепил человек, допустим, своей "Таврией" крыло "Мерседеса" и оказался в кабале. У нас горы жалоб на эту тему. При обязательном страховании подобные разборки, межличностные конфликты исчезают автоматически.

Страховка поможет решить и проблему с доверенностями. Передаю вам свою страховку - и вопрос исчерпан. Недавно я выступал перед депутатами Госдумы. Так один законодатель из Калуги дикий случай рассказал. Человек подрабатывал частным извозом. Подсадил пассажиров, а они его убили. Труп положили в багажник и прямо тут же "на коленке" от имени покойника выписали себе доверенность.

- Ну а аптечка? Уж с этим-то пока можно было бы повременить?

- Минздрав предлагает ввести новые аптечки уже с 1 апреля. Но мы будем просить повременить с их введением по крайней мере до 2001 года, чтобы не валить на автомобилиста сразу столько затрат.

Но вообще надо уяснить, что, приобретая автомобиль, человек возлагает на себя дополнительные обязанности, что от дополнительных затрат автовладельцу никуда не деться.

ПРИКАЗ: ПО ПУСТЯКАМ НЕ ПРИДИРАТЬСЯ

- Смотря каких затрат! Водители-"дальнобойщики" жалуются, что в ряде регионов житья не стало от поборов. Деньги с них требуют за проезд моста, придумали какие-то "экологические налоги". В Поволжье чуть ли не на каждом километре машины тормозят какие-то самозваные "контролеры". Игнорировать их нельзя, потому что рядом стоит инспектор ГИБДД с жезлом.

- Нам удается пресечь эти поборы лишь в том случае, если прокуратура на нашей стороне. Таких примеров много. В Белгороде удалось пресечь незаконную затею с "индульгенциями" от ГИБДД. В Таганроге отменили платный въезд в город. Опротестовано введение платного участка дороги на Ростов в объезд села Хлебное. В июне прошлого года мы подготовили проект постановления правительства по стационарным постам на магистралях. Мысль простая: на дороге должны быть только те посты, которые согласованы на уровне руководителей субъектов Федерации, местного органа МВД и Министерства транспорта. Пусть на меня обижаются, но практику совместного несения службы с кем бы то ни было мы ликвидируем.

- Когда ГАИ переименовывали в ГИБДД, подразумевалось, что это не просто смена вывески, а коренное реформирование. Есть ли реальные результаты этой работы?

- Пока они не столь ощутимы, как хотелось бы. Существует приказ по МВД N 329, предписывающий не цепляться к водителям по мелочам. И вот результат: число выявленных мелких нарушений в прошлом году заметно сократилось. Хотелось бы, чтобы водители увидели в инспекторе не врага, а помощника.

В этом году мы хотим лучше наладить обратную связь. Уже отпечатаны специальные книжки с отрывными карточками. Их каждый водитель получит при прохождении ежегодного техосмотра. Карточки двухцветные. Розовые - для сообщений о недостатках в деятельности наших сотрудников и подразделений, зеленые - для информации о том, какую помощь оказал вам работник ГИБДД. Заполнить карточки можно будет и анонимно. А для сбора этой информации на всех стационарных постах и в подразделениях будут установлены ящики. Это даст возможность оценить деятельность каждого сотрудника ГИБДД. И, естественно, сделать выводы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно