25

Больше информации - больше доходов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 28/04/1999

В САМОЛЕТЕ, взявшем курс на Париж, Мехико или Буэнос-Айрес, вполне могут встретиться российский губернатор, банкир и гендиректор крупной компании. Этим людям наверняка известно, что такое "Мулен Руж", они наслышаны о пирамидах майя и знают значение слова "текила". Но насколько глубоки их знания о реальной экономической ситуации и потенциальных деловых партнерах той страны, куда они направляются?

Рассказывали анекдотический случай: одному из высших российских госчиновников, прилетевшему в Мехико, пришлось выслушать из уст президента и министров правительства Мексики что-то вроде "ликбеза" по добыче нефти в этой стране. Российские нефтяники, сопровождавшие гостя из Москвы, всю беседу молчали, поскольку сами были не в курсе дела.

Умей продать свой мотороллер

ПАРАДОКС: сегодня, когда российские туристы и предприниматели свободно разъезжают по всему свету, мы знаем многие аспекты зарубежной жизни хуже, чем в советские времена. В прошлом целая армия специалистов, журналистов, экспертов и референтов обеспечивала советское руководство сведениями из самых разнообразных источников. Беда была в том, что эти важные и безусловно полезные сведения становились достоянием крайне узкого круга руководителей.

Теперь одна беда сменилась другой. После 1991 г. многие мировые рынки, которые раньше были открытыми для отечественного народного хозяйства, оказались потерянными для России. Появились новые мифы: дескать, ничего, кроме сырья (энергоносителей, древесины, цветных металлов и т. п.), мы экспортировать вообще не можем, поскольку наши товары в принципе неконкурентоспособны.

Это не совсем так. В советские времена из нашей страны по всему миру растекалось отнюдь не только сырье и вооружение. Можно вспомнить о весьма широкой номенклатуре товаров - от мясорубок до целых заводов, которые мы поставляли на экспорт. Да и сегодня массу российских товаров можно продать за границей - если, конечно, делать это умеючи. Скажем, англичане, французы или бельгийцы по-прежнему с удовольствием покупают российские ткани или фотоаппараты.

Есть, конечно, товары, которые в Европе сбыть нелегко. Но и здесь не надо отчаиваться. Многие экономисты рекомендуют российским производителям повнимательнее присмотреться к рынкам Латиноамериканского континента. Этот регион достаточно стабилен с политической и экономической точек зрения. Денежная система большинства государств устойчива. Собственные технологии почти полностью отсутствуют - практически все заемные, лицензионные. А это дает дополнительные возможности сбыта российских товаров - от удобрений и пластмасс до вертолетов. Мало кто знает, например, о том, что тульский мотороллер в Буэнос-Айресе стал популярным видом транспорта у мелких торговцев.

Важно и то, что на уровне менталитета, психологии у латиноамериканцев нет против нашей страны абсолютно никаких предубеждений. Нас там знают, помнят и любят. Пока шла "холодная война", треть экспорта Аргентины приходилась на СССР, а крестьяне Мексики обучались в сельхозвузах Одессы и Ташкента.

Существовали довольно плотные экономические контакты даже с маленькой Доминиканской Республикой. Ну а про наше присутствие на Кубе нет смысла лишний раз говорить: все и так помнят про "Жигули" и "Москвичи" на улицах Гаваны - равно как и про кубинский сахар в наших сахарницах.

Откровенно - об удачах и провалах

СЕРЬЕЗНЕЙ может оказаться та проблема, с которой мы начали наш разговор. За рубежом "своему" экспортеру стремятся оказывать всемерную помощь. Практически в любой западной столице действуют информационные центры, где в открытом доступе находятся всевозможные справочники по международной экономике - в том числе по России и на русском языке.

К сожалению, нашему экспортеру "средней руки" не помогает почти никто. Ни одно наше внешнеторговое учреждение пока не пожелало открыть подобный справочно-информационный центр. Бюджет российских торгпредств за границей урезан до крайности, и на торгпредов теперь надежды мало.

И все же источники нужной информации найти можно. В министерствах внешней торговли и иностранных дел есть весьма квалифицированные специалисты по зарубежной экономике. Их опыт был использован, в частности, в справочниках "Западная Европа и Россия" и "Латинская Америка и Россия". Эти издания выпущены совместно агентством "Бизнесс-пресс" и аналитическим центром "Полпред". Их автором-составителем стал сотрудник Дипломатической академии МИД Российской Федерации, доктор исторических наук, бывший секретарь посольства России в Мексике Георгий Вачнадзе.

В справочниках содержится обзор экономики, внешней торговли, законодательства и права, политики и других основополагающих аспектов жизнедеятельности каждой из стран Западной Европы и Латиноамериканского континента. Откровенно рассказано о достижениях и провалах важнейших инвестиционных проектов. Справочно-аналитическая информация дополнена списком адресов и телефонов российских представительств ведущих западноевропейских и латиноамериканских фирм.

По вопросам приобретения справочников обращайтесь в агентство "Бизнес-пресс" по тел./факсам: (095) 238-64-58 или 238-95-87. Ежеквартально текст обновляется на CD-Rom и на сервере Торгово-промышленной палаты РФ (www.rbcnet.ru).

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество