Примерное время чтения: 4 минуты
90

Зюганов Ельцину нужен

НАКАНУНЕ голосования по импичменту в Госдуме всерьез опасались упреждающего удара Кремля - в виде разгона КПРФ. Однако ничего подобного не произошло. Почему Б. Ельцин заинтересован в существовании компартии? Об этом размышляет президент фонда "Политика" Вячеслав НИКОНОВ.

-НАВЕРНОЕ, Борису Николаевичу хотелось бы, чтобы Коммунистическая партия исчезла из его жизни как страшный сон. Он действительно до глубины души ненавидит зюгановцев - в этом смысле у них полная взаимность. Но политическая реальность диктует свои правила игры. Ельцину приходится не только мириться с существованием КПРФ, но и находить в этом собственную выгоду.

Всенародное пугало

КОМПАРТИЯ может быть полезной президенту по целому ряду причин.

Во-первых, благодаря коммунистам его не так сильно гложет вина за принятые в последние годы решения. Скажем, за беловежские соглашения. Партия, депутаты из которой ратифицировали в 1991 г. эти соглашения, взяла на себя ничуть не меньшую ответственность за распад Союза, чем президент. Да и сейчас, когда левые входят в правительство, имеют большинство в Госдуме, они формально делят с Кремлем ответственность за положение в стране.

Во-вторых, "красные" используются Кремлем в качестве "пугала реставрации", живого воплощения старого строя. Приходом коммунистов к власти нас пугали все годы реформ - и недовольство реформами гасилось. Опросы показывают, что большинство людей не хотят назад в коммунизм. Апофеозом "политики устрашения" явилась президентская кампания 1996 г. Поставив народ перед выбором между Б. Ельциным и Г. Зюгановым, последнему отвели жертвенную роль "большего зла".

В-третьих, занимая очень большое пространство на политическом поле, Компартия "отжимает" на его обочину различные экстремистские силы. "Трудовая Россия", Движение в поддержку армии, национал-большевики Э. Лимонова, "Союз офицеров" С. Терехова, сталинисты Н. Андреевой и другие леворадикалы не могут перешагнуть 5-процентный барьер и пробиться в парламент. Если бы КПРФ сейчас вдруг развалилась, то в следующей Думе мы с гарантией получили бы А. Макашова и В. Анпилова в качестве лидеров самостоятельных фракций. И на их фоне Г. Зюганов покажется просто отцом русской социал-демократии.

Вот и получается, что КПРФ для президента - на самом деле замечательная партия.

С одной стороны, она выражает протестные настроения общества, направляет их в легитимное русло, "выпуская пар" общественного недовольства. С другой, партия фатально не способна захватить власть в стране. По опросам, кандидат от КПРФ проигрывает второй тур президентских выборов любому сопернику. Протестный электорат, расширяясь, уходит сегодня не к Г. Зюганову, а к другим политикам - А. Лебедю, Ю. Лужкову, Г. Явлинскому, даже к либералам вроде Е. Гайдара и Б. Немцова, которые встали в оппозицию к правительству Е.

Примакова.

Запрещать - себе дороже

БУДЬ у президента такое желание, он давно мог бы ограничить или даже запретить деятельность КПРФ, подобно тому как он поступил с КПСС после августовского путча 1991 г. Но если победа над КПСС помогала ему в борьбе с союзным руководством, то подобная победа над КПРФ стала бы для него пирровой.

Идея роспуска Компартии, насколько известно, действительно обсуждается некоторыми людьми в окружении Бориса Николаевича. Как будто готовится и почва для реализации таких планов. Проведенная Минюстом проверка деятельности КПРФ, конечно, может оказаться заурядным мероприятием по контролю за очередной партией. Но я бы не стал исключать никакого сценария, в том числе и подписания по итогам проверки якобы имеющегося проекта указа о роспуске КПРФ, слухи о котором активно циркулируют в политических кругах.

Однако такое решение было бы не в интересах самого Б. Ельцина. Оно обострит обстановку даже больше, чем попытки уволить Ю. Скуратова с поста генпрокурора. Запрет крупнейшей партии - это путь к массовым беспорядкам и победе экстремистов на думских выборах.

Впрочем, не стоит забывать, что Борис Николаевич сам вышел из партийной среды, он плоть от плоти коммунистической системы. Упразднение Компартии стало бы для него своеобразным политическим "отцеубийством". Психологически это очень болезненный шаг. А главное - бессмысленный: лучшей оппозиции главе государства уже не придумать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно