66

Юные "робинзоны"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 02/06/1999

Не знаю, что делать с сыном, - ни с кем не дружит, никаких друзей у него нет, сидит целыми днями дома... Я помню, что у нас в 14 лет были какие-то свои компании, куча друзей-приятелей. А он все время один. Что с ним делать, как подтолкнуть к общению?

Т. Р., Москва

Письмо комментирует психолог Елена ФОМИНА.

- Очень важно определить - чья это проблема и кто, собственно, в этой ситуации страдает - сам подросток или его родители?

"Родительской" проблема бывает в каждом четвертом случае. Мама переживает, что сын все время один, такой необщительный, некомпанейский... А ему, может быть, лучше всего посидеть с книжкой или за компьютером, и он совершенно не чувствует себя обделенным, отвергнутым и несчастным. Что делать родителям в таком случае? Прежде всего попробовать оценить ситуацию с его точки зрения.

Вполне возможно, что подросток принадлежит к психологическому типу "робинзонов". "Робинзон" живет сам по себе, не зависит от мнения группы, ему хорошо одному. Это сильные личности. Повзрослев, он будет на все иметь свою собственную точку зрения, причем скорее всего - неординарную, оригинальную. Он может быть в определенной ситуации достаточно коммуникабельным, но в чьей-либо поддержке и постоянном одобрении не нуждается. Про таких говорят - самодостаточен.

Хотя, действительно, гораздо чаще подросток уходит в себя, не общается с ровесниками не потому, что он не хочет этого, а потому, что у него не получается - он чувствует свою внутреннюю несостоятельность. Тогда повод для беспокойства у родителей есть. Эта проблема чаще всего обостряется в подростковом возрасте, потому что это вообще период кризиса - осознания себя, определения своего места в жизни. Но зарождается она раньше - когда ребенку всего 6-7 лет. Началом может послужить негативная оценка, например учителя: "Ты плохо учишься!" Дети вокруг начинают развивать: "Мы с тобой дружить не будем, ты плохо учишься". Отсюда ребенок подсознательно делает вывод: "Я плохой..." Это уже первый шаг к саморазрушению, к психосоматическим заболеваниям, к неврозам, а при характерной для подростков категоричности - и к суициду.

Ребята же не будут вдаваться в глубь проблем своего сверстника - они либо принимают его, либо отвергают. Разбираться надо взрослым: помогите сыну узнать свои сильные стороны и, используя их, компенсировать слабые. Тогда аутсайдер может стать "робинзоном" либо влиться в ряды "ведомых" - охотно примет чье-то лидерство в группе, но и в том, и в другом случае он будет себя чувствовать психологически комфортно.

Как вернуть ребенка, "ушедшего в себя"?

Критикуя, давайте ему понять, что вы его любите, что он хороший, но вы всего лишь не одобряете данный его поступок, а не его самого.

Нелишним при этом будет похвалить за то, что у него получается хорошо.

Как это ни странно звучит, но рослые и грубоватые четырнадцатилетние дети остро нуждаются в проявлении родительской любви. Пусть они сторонятся маминых "телячьих нежностей", это совсем не значит, что им не нужна ваша любовь. Напротив, уверенность в ней необходима им в этом возрасте как никогда. Поэтому высказывайте свою любовь подростку как можно чаще, не обижаясь на то, что он вас вроде и не слышит...

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество