Примерное время чтения: 8 минут
115

Сергей Лисовский: "Я попал в черный список"

С ИМЕНЕМ предпринимателя Сергея ЛИСОВСКОГО общественное мнение связывает ряд крупных скандалов. Последний, наделавший много шуму весной этого года, - налоговый, после которого Лисовский почти на три месяца уехал из России. И вот недавно он вернулся в Москву. Где его поджидало новое уголовное дело...

- Как вы относитесь к недвусмысленным высказываниям Скуратова о вашей причастности к убийству Листьева?

- Мне, честно говоря, жалко этого человека после истории со злополучной пленкой. Я представляю, что пережили он и его семья. После этого его поступки трудно оценивать с точки зрения простой логики. И потом, в нашей стране всегда в чем-то обвиняют, и обычно это ничем серьезным так и не заканчивается. Если ком обвинений с горы спустили и он катится, на отдельный камешек на его пути бесполезно обижаться.

- Сразу же после вашего отъезда за границу поползли самые разнообразные слухи и о других причинах, заставивших вас покинуть страну. Так где же все это время пропадал г-н Лисовский?

- После всех перипетий, связанных с налоговыми делами, я смог наконец-то позволить себе немножко отдохнуть. К тому же наложились и семейные обстоятельства. Я побывал на Кипре, в Швейцарии, в Англии... Сначала я выбирал страны, где можно покататься на лыжах. А потом побывал там, где можно хорошо поиграть в гольф.

- Отдых удался?

- Думаю, да. Что заметно и по моему внешнему виду: я похудел на 7 кг, подтянулся...

- Трехмесячный отдых остался в прошлом, а в настоящем?..

- Уголовное дело, связанное с налогами, было закрыто еще в марте. Однако вскоре появилось другое, причем беспрецедентное. Новое уголовное дело было возбуждено на основании ст. 137 УК РФ по факту обнаружения в моем офисе материалов (компрометирующих многих высокопоставленных лиц. - Ред.), которые вызвали вопросы у следственных органов. Но обвинение мне не было предъявлено. Два раза меня уже допрашивали, но в качестве свидетеля.

- Тем не менее одно уголовное дело за другим. Кто же эти ваши заклятые друзья?

- Причина скорее всего кроется в другом. Нет какого-то конкретного лица, а есть интересы определенных групп людей. И я, по стечению обстоятельств, неудачно попал в перекрестье этих интересов. Смотрите: в сентябре формируется новое правительство заметно левой ориентации (Примакова. - Ред.). В политике, в идеологии - стратегически оно требует поиска виновных, причем с громкими именами. Делается это для того, чтобы объяснить, почему до этого было все так плохо. Это традиционная технология, с помощью которой любое правительство завоевывает популярность. В большой стране виновных должно быть больше. Список человек на 100. Тогда становится ясно, почему в экономике плохо. Почему бандиты на улицах беспредельничают. Люди в этом списке для убедительности должны быть известными, с определенными возможностями. Чтобы народ поверил, а не сказал: "Ну вот, нашли стрелочника". К счастью или к несчастью, я попадаю в круг таких людей.

- Вместе с Березовским, Смоленским?

- Да не только с ними. В этом списке много людей: из науки, экономики, из Москвы и регионов.

К сожалению, предприниматели в России не научились защищать себя как класс. У нас нет жесткой классовой позиции: пусть он сукин сын, но это наш сукин сын, и мы его не отдадим на заклание. Я пытаюсь это сформировать, но пока не получается. И вот яркий тому пример - снятие из правительства Чубайса. Сняли свои же - те, кто благодаря его экономической политике стал богатым. Кто может потом его сменить? Совершенно другие люди, возможно, те, кто ничего не сможет изменить реально. Экономика не зависит от того, рыжий ею управляет или брюнет.

Вот и получается: раз ты попал в черный список, для других это удобный момент ослабить твои позиции. Сначала (надо честно сказать) идут переговоры. Если не договариваемся, с их стороны начинается подталкивание в первые ряды этого списка. И тут очень кстати и налоговый скандал вокруг Лисовского, и коробку из-под ксерокса вспомнить можно...

- Вы считаете, вас подставили?

- Да нет. Раз так произошло, значит, в какой-то период я дал возможность этому произойти. В следующий раз буду умнее и осторожнее.

- Что вы думаете об уголовных делах Березовского, Смоленского? Ведь мало кто поверит, что возбудили их на пустом месте?

- Судя по моему опыту, у нас в стране можно завести дело на любого человека без особо веских на то оснований. Правда, довести до суда такое дело уже немножко сложнее.

У меня на даче однажды нашли чемоданчик с сигнальной дымовой шашкой, оставшейся с ралли Париж - Дакар. Ее используют для вызова вертолета в случае катастрофы. Любой специалист поймет, что это такое. Но ее у меня изъяли. Была экспертиза (мне показали толстую папку документов). Хорошо, следователь нормальный попался - и дело не возбудили. А был бы другой, формально мог бы задержать до выяснения. И это можно было бы обсуждать в прессе. Не важно, что потом ничего не подтвердится. Это уже потом.

- Вы уже определились, кого будете поддерживать на предстоящих президентских выборах?

- В нашей стране невозможно определиться и тем самым подстраховаться, потому что политическая ситуация меняется в течение месяца.

- Как вы думаете, может случиться так, что выборов вообще не будет?

- Мне кажется, нет. Что бы ни говорили о Ельцине, я считаю, что он глубоко порядочный человек и не пойдет на это.

- Будут ли чем-то предстоящие выборы отличаться от прошлых?

- Выборная технология по сути останется той же самой. Но думаю, что будет больше фальсификаций. Если раньше технолог, просчитывая ситуацию, думал, как реально привлечь избирателей, сейчас больше будет думать, как заблокировать эту самую фальсификацию со стороны противника.

Кроме этого, на прошлых выборах было всего два народных движения - за Зюганова и за Ельцина. Это противостояние блокировало фальсификацию, потому что на избирательных пунктах всегда были сильные позиции и у той, и у другой партии. На этот раз на избирательных участках противостояния двух гигантов уже не будет. Хорошо, если на парламентских выборах процент фальсификаций будет примерно 10-15%.

И потом, я очень сомневаюсь, что в этот раз в выборную кампанию будут вложены большие деньги. Наверняка не будет денег на волонтеров, контролирующих избирательные участки. Выборы будут делать преданные люди того или иного движения. Газеты из собственных побуждений будут поддерживать того или иного кандидата.

- А телевидение? Кстати, давно ходят упорные слухи о том, что ОРТ собираются продать Мёрдоку. Ваше отношение к этому?

- Я немножко суеверен: считаю, что озвучивание любой идеи - не просто сотрясание воздуха. Если она прозвучит, то это может произойти.

- То есть вам бы не хотелось появления Мёрдока?

- Ни да, ни нет. Я хочу быть в стороне. Когда придет - будем обсуждать. Пока это призрак, который бродит по Европе. Может, он и развеется.

- Какое место вы отводите себе в разделе сфер влияния на телерынке?

- Сегодня телебизнес находится на грани выживания. Реально, может быть, через год имеет смысл об этом поговорить.

- Нет ли у вас мыслей уехать из России?

- Нет. И этому мои знакомые и родственники очень удивляются. Ведь тем, что я делаю, можно заниматься и в другой стране. Там, где соблюдают правила игры. Но политическая жизнь нелегкая во всех странах, а законы бизнеса везде суровы. Менять страну - все равно что менять родителей.

- Сколько у вас гражданств?

- Одно. Мне в свое время предлагали сделать другое гражданство, но поскольку я не собираюсь никуда уезжать, поэтому об этом не позаботился...

P. S. По имеющимся у нас данным, Лисовский недавно вошел в совет директоров телеканала ТВ-Центр. Хотя окончательные выводы делать преждевременно, в подобном раскладе сил на телевидении можно усмотреть постепенное отдаление Лисовского от Березовского и приближенность к Лужкову.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно