Примерное время чтения: 5 минут
133

Почему мы смотрим "страшилки"

СЛУЧАЙ в "АиФ" навел на размышления о том, почему люди так любят смотреть страшное.

Природа не терпит дисбаланса. Все должно присутствовать в нашей жизни в строго определенном количестве. В прошлые века войны, моры и эпидемии буквально выкашивали города. Сейчас лекарства помогают бороться с болезнями и эпидемиями, инстинкт самосохранения не позволяет развязать очередную мировую войну.

Но по Закону Природы человеку нужна определенная "доза страха". Необходима настолько, что, когда ее не хватает в природе, человек "вкалывает" ее себе сам, перенося огромное количество убийств и крови на экран.

Дефицит страха

В ДРЕВНИЕ времена человек постоянно тренировался в преодолении страхов - Природа их поставляла в изобилии. Нынешняя цивилизация - цивилизация больших городов - слишком комфортна. Мы тревожимся, что можем потерять работу, попасть под машину, что нас могут ограбить. Мы переживаем, но эти опасения привычные и "скучноватые". Настоящего СТРАХА современному человеку не хватает. И вместо реальных опасностей приходится пользоваться суррогатами, которые поставляет индустрия кино и компьютерных игр.

- Испугался - активизировался, стал искать выход из положения, как вырваться из крепких объятий опасности. Победил - и опасность, и себя - и вырос. Перешел на следующую ступеньку в бесконечной лестнице жизни, - считает председатель правления профессионального медицинского объединения психотерапевтов, психологов и социальных работников, кандидат медицинских наук Александр Аппенянский.

Острыми "псевдоэмоциями" развеиваем притаившуюся где-то в углу тоску, "перебиваем" накопившиеся за день стрессы. И в конечном итоге - засыпаем, бывает, гораздо спокойнее.

Во все времена в искусстве высоким жанром считалась именно трагедия. И это не случайно. Лишь трагедия позволяла и позволяет зрителю пережить катарсис - очищение при помощи страха и сострадания. Режиссер Альфред Хичкок называл кино "доброкачественным шоком". Надо дать "зрителю шенкеля", заставить его испугаться, заплакать, взболтать эмоционально.

- Интересно снимать такие шокирующие вещи, - говорит режиссер Андрей Кончаловский, - потому что боишься, что без этого "не сдвинешь" зрителя. У меня в "Первом учителе" тоже черт-те что творилось - и кишки были, и избиения. Мне очень нравится такая энергия.

Человеку необходимо хотя бы иногда почувствовать себя героем, это дарит массу эмоций - радость, счастье, гордость, уверенность в себе. Герой - тот, кто свой собственный страх преодолел прежде, чем одолел врага. Даже если враг этот - вымышленный и сражаешься с ним не ты, а киноперсонаж.

Воспитание "чернухой"?

МНОГИЕ режиссеры в последнее время забили тревогу - от того, что производство фильмов ужасов, всевозможной "чернухи" поставили на поток.

- Знаете, как в кондитерской промышленности: если вас однажды подловили на том, что вы любите сладкое, все эти "марсы" и сникерсы" начнут выпускать тоннами, да еще в такой хитрой упаковочке! Это же произошло и с производством "чернухи" - она тут же превратилась в бизнес, вокруг закрутились большие деньги. Режиссер, который талантливо снимает "чернуху", - просто преступник. Потому что нельзя просчитать тот урон, который наносит подобное сильно сделанное произведение, - считает режиссер Иван Дыховичный.

У психологов на этот счет иное мнение: если речь идет о взрослых - все не так страшно. Нормальный человек в состоянии различать реальную кровь и клюквенный сок, истинные страдания и великолепную игру актера. От того, что за неделю мы посмотрим два-три бовика или "ужастика", жестокими и равнодушными мы не станем.

- Некоторым людям даже полезно научиться "правильно" смотреть такие фильмы, - считает врач-психотерапевт Виктор Трегуб. - Психологи называют этот прием дистанцированием, умением посмотреть на ситуацию со стороны. От того, что ты понимаешь: все происходящее - лишь вымысел (с тобой самим все в порядке!), эмоции не притупляются, а вот травмирующее их действие нейтрализуется. Тогда и в любой стрессовой ситуации человек не будет переживать понапрасну. Во всяком случае, меньше риск получить инфаркт или язву желудка из-за неприятностей на работе или семейной ссоры.

За рубежом существует даже способ профессиональной тренировки для тех, кому предстоит работать в экстремальной ситуации, например для сотрудников службы спасения. Им показывают специальные фильмы, моделирующие тяжелые для психики ситуации, с которыми, возможно, придется столкнуться в работе. Профессионализм должен взять верх над эмоциями, для этого психика спасателей должна быть подготовлена, в шоковом состоянии они не смогут спасать других.

Когда речь идет о детях, все гораздо серьезнее. Они, во-первых, все происходящее в кино воспринимают как реальность. Поэтому страдают неврозами, энурезом, просыпаются и плачут ночью после "страшного кино". Ребенок может посмотреть такое кино, но крайне редко и только "под боком" у мамы или папы.

Во-вторых, дети воспринимают действия взрослых (в том числе и в кино) как модель собственного поведения в жизни, копируют поведение мамы или папы дома, "впитывают" манеры и слова, так же, вполне вероятно, воспримут и "мочиловку" из боевика. Потом поздно будет переживать, что мальчик все свои проблемы пытается решить кулаками. "Откуда в нем это? Мы его этому не учили!" Зато он смотрел кино...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно