Примерное время чтения: 7 минут
87

Шестидесятник

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО в последние годы преподает в США, где недавно получил престижнейшую литературную премию имени Уолта Уитмена, впервые присужденную иностранцу. За океаном знаменитого шестидесятника чтят, но отмечать 50-летие творческой деятельности он, разумеется, приехал на родину. 18 июля поэт снова выступит в Политехническом музее, откуда начался его творческий путь.

О своих стихах

Я НЕ СЧИТАЮ, что стихи обязательно должны быть понятны всем. Это редкий случай, идеал, к которому надо стремиться. Таковы стихи Пушкина, лучшие произведения Есенина, которые близки и доступны и таксисту, и какой-нибудь бабушке, и ученому-атомщику.

Мне самому помогло выйти на эту тропу стихотворение "Со мною вот что происходит...". Вы посмотрите - оно для любого человека! Вы можете поднять из канавы последнего пьяницу, который ничего не будет соображать, не будет понимать, если вы ему будете читать стихи, но потом задумается, заплачет и скажет: "Это про меня!" У меня такие случаи были, хотя и не всегда.

О зарубежных ценностях

КОГДА пал железный занавес, многим стало казаться, что из свободного западного мира сейчас хлынет поток чего-то великого, что по цензурным соображениям не могло быть напечатано у нас, что там скрыто невероятное количество шедевров. Все ждали и бросались на все, что оттуда пошло. И что же - когда "дверь" открылась, произошел буквально взрыв канализации!

Парадоксально, но наша цензура пропускала и разрешала печатать довольно много хороших западных произведений. А вот уже в демократическую эпоху на нас такое поплыло!.. Я считаю, что наше общество поразительным образом нравственно устояло под страшной железной пятой цензуры! А вот этого испытания - взрыва канализации - многие не прошли, попались...

Особенно, конечно, молодежь... Но сейчас появляется все больше молодых людей, которым эта жвачка надоела. Я езжу по нашей глубинке и вижу - есть такие ребята!

Мне кажется, 17-18-летние люди снова нуждаются в той романтике, лирике, которой им недодается. А ведь человек - это животное, которое грезит. Сейчас мы с Сергеем Никитиным выпускаем на студии "Московские окна" компакт-диск, где он замечательно поет песни на мои стихи. Я уверен, что диск этот будет востребован не только шестидесятниками, но и молодежью.

О попсе

ПОЭЗИЯ не исчезла совсем - ее заглушила эстрадная песня, или, вернее, попса.

В 60-е успех поющих поэтов от хорошей поэзии не отвращал, потому что люди на сцену выходили достойные, талантливые. Они писали и исполняли очень хорошие стихи, на которых выросло целое поколение. Во многих советских песнях тоже были замечательные слова, высокая поэзия. А вот следующее поколение почти с колыбели начало подхватывать мощным образом раскрученную и внедряемую попсу. На вершине оказались аккомпаниаторы, ловкие ресторанные музыканты, которые начали заполнять эстраду и эфир. Расцвела чудовищная псевдопоэзия, песни с наркотическим, я бы сказал, содержанием, когда ритм играет роль наркотика. Вы не сможете напеть мне хотя бы одну мелодию самых модных и исполняемых сегодня композиторов, потому что мелодий этих просто не существует! Слова же ничего не приносят душе...

Киркоров, конечно, довольно профессиональный эстрадный артист, очень способный, пластичный, но разве можно так бесконтрольно относиться к текстам?!! Или он не понимает, что его малокультурное отношение к поэзии оказывает разлагающее влияние на молодых людей! Когда на афишах строчка "Ой, мама, шика дам!", культурный человек туда не пойдет; нужно специально принижать людей до этого уровня.

Мы когда-то воевали с властью, цензурой - ту войну мы выиграли. Жанр выиграл. А вот войну 70 - 80-х - за молодые души - проиграли. Они ведь не родились такими уж бездуховными, но обрабатывать их начали с детства. Постаралось телевидение. Это ведь страшная сила. Психологический рычаг. Там сейчас почти все взято, захапано, раскуплено. Когда я сделал свою передачу и получил за нее "ТЭФИ", кто мне скрепя сердце аплодировал из первых рядов? Те самые люди, которые несколько раз хотели эту передачу снять и говорили, что никому это не интересно. Их произвол на ТВ похуже коммунистической цензуры!

Народ пытаются дебилизировать! Дебилизация, кстати, идет и в США, и в Европе. Это сознательно поддерживается: подвергнутым дебилизации населением легче управлять.

Об обиде

МНЕ на жизнь обижаться нечего. Мне Бог отпустил столько удачи, читателей, сколько ни один поэт при жизни не получал. И все-таки одна обида у меня есть, хотя она, собственно, не личная.

Как гражданин страны, я чувствую позор оттого, что у нас 7 лет мычат бессловесный гимн. Я не спал несколько ночей и написал текст. Три раза обращался в Кремль с просьбой, чтобы мне разрешили записать его с хором, оркестром и солистом и потом прослушали, - никакого ответа. Я тогда через Анатолия Чубайса передал письмо Ельцину, считая, что могу его просить, поскольку стоял с ним рядом на баррикадах в тяжелый момент. Чубайс, которому, кстати, текст понравился, сказал, что отдал письмо лично в руки Борису Николаевичу. Снова никакой реакции. Ну это ладно. В другой раз я написал письмо о положении в литературе - о нищенстве многих писателей; о том, что вдове Юрия Казакова не разрешают повесить мемориальную доску на его доме, и т. д. Отправил Ельцину, Черномырдину, Чубайсу, Лужкову, Немцову и Сысуеву. Ни один не ответил. Особенно обидно за Анатолия Борисовича - в нем есть какое-то мужское достоинство, он умный человек и любит поэзию. Он потом сказал, что был в отпуске...

В брежневские времена за нами следили, все мы были под колпаком КГБ, нас побаивались, уважали и, по крайней мере, обращали внимание на наши письма. А теперь они поняли, что все эти сусловы и т. п. зря тратили время на слежку, репрессии... Можно просто игнорировать - и все. Не замечать! А когда наступают очередные выборы, они начинают подлизываться к интеллигенции, чтобы использовать ее в своих интересах...

Об итогах века

В ХХ веке произошло столько событий, столько крушений идеалов, что хватит на несколько столетий. Социалистические идеи не реализованы, а просто изуродованы. Капитализм тоже себя скомпрометировал: фашизм был именно его порождением. Человечество сейчас находится в каком-то тупике, и бомбардировки Югославии как раз были его следствием.

Главная трагедия ХХ века в том, что было столько разочарований, а умы человеческие не успевали их осмыслить. ХХ век не породил крупных философов, которые успели бы осмыслить то, что произошло.

Но среди нас жил Андрей Дмитриевич Сахаров! Он никогда не был антисоциалистом, он был противником той искаженной реальности, которую мы называли социализмом, а не его идеалов. Сахаров никогда не закрывал глаза на преступления капитализма и никогда его не идеализировал. Его идея - конвергенция, то есть сращение в одну новую систему всего лучшего, что есть в двух "измах". Миру нужен симбиоз нравственного капитализма и нравственного социализма, движение Запада и Востока навстречу друг другу. Бурное процветание только одной из составляющих всегда будет беременно кризисом и самой его страшной формой - войнами. И локальными, и, не дай Бог, III мировой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно