Примерное время чтения: 8 минут
938

Сергей Юрский. Кому снова нужен Сталин?

ПО СТРАННОМУ стечению обстоятельств конец 2004 года прошел у нас "под знаком Сталина". На экраны один за другим вышло несколько сериалов - "Московская сага", "Дети Арбата", "Штрафбат", в которых тема культа личности была одной из основных. Кино про 30-50-е годы снимает режиссер Юрий Кара с Арменом Джигарханяном в роли генералиссимуса. Документальные фильмы о той эпохе, о Хрущеве, о Берии уже и сосчитать трудно. О Сталине и новый спектакль Сергея ЮРСКОГО "Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина", поставленный по пьесе Иона Друцэ. Юрский здесь выступил и как режиссер, и сыграл главную роль - естественно, "вождя всех народов".

Преступно великие

- СЕРГЕЙ Юрьевич, почему в последнее время Сталин то и дело "воскресает" - на экранах, на сцене, в книгах? Вряд ли все дело лишь в юбилее.

- Я сам не ожидал такого количества "явлений" Сталина. Это похоже на то, как все внезапно нагрянули к кому-то одному в гости и с изумлением смотрят, хватит ли продуктов. Но это не может быть простой случайностью. Значит, этот дом чем-то людей тянул.

Сталин - личность, за которой тянется целый шлейф дел: великих, и преступно великих, и нежданно великих. У него в руках был рычаг мирового масштаба. Достаточно посмотреть кадры Ялтинской, Тегеранской конференций, увидеть, как ведет себя этот человек, как он смотрится рядом с вершителями судеб западного мира. На такую высоту вообще никто не смог вознестись.

Если Сталин - падшее существо (в моральном плане), то это все-таки падший ангел. Он никогда не был стяжателем, набивателем собственных карманов. Это был человек зловещий, властный, талантливый и, судя по рассказам тех, кто его знал, обаятельный. И бесконечно одинокий. Сверхколлективизм, на который претендуют социалистическая теория и сталинизм, в результате приводит к сверходиночеству. Человек, который посадит всех в тюрьму, останется один по другую сторону стены.

Мы должны понимать: культ личности - порождение не того, кто становится предметом этого культа. Он может возникнуть только тогда, когда громадное количество людей жаждут этого культа. И мне было интересно изучить потребность страны в предмете для поклонения.

- Насколько сегодня сильна в обществе эта потребность?

- А мы никогда от подобной ситуации и не уходили! Образование культа, как я замечаю к своим 70 годам, возникает на всех уровнях нашей жизни. Возьмем самую простую историю: на предприятии подчиненные развивают бурную деятельность, стараясь предугадать малейшее желание нового начальника. Так начинается создание малого культа личности. В целом во множестве мест по стране сейчас происходит то же самое. И руководителю уже невозможно определить: это его распоряжения привели к происходящему или ком под названием "культ личности" катится дальше уже без его воли. И предмет этого культа вынужден вести себя соответствующим образом.

На Западе - в Америке или во Франции - существуют мощные противовесы, сдерживающие власти предержащие, - обязательная смена лидера и пр. А у нас с противовесами плохо. Их вообще нет! Поэтому положение наше весьма тревожное. Возьмем современнейшую проблему - смену губернаторов по воле сверху. Я много езжу по России, замечаю, как живет глубинка. Уж если директора фирм порой становятся предметом культа, то губернаторы - тем более. Создается это очень умело, при помощи ловких политтехнологов. Надо с этими культами бороться? Надо! Предлагается бороться с ними тем, чтобы тех же губернаторов назначать сверху. Но не приведет ли это к тому, что в стране возникнет всеобщий культ? Получается, что и так плохо, и так нехорошо. Современный культ личности страшен еще и тем, что замешен на совершеннейшей корысти. В эпоху Сталина корыстные чувства подавлял или страх, или восторг. А здесь ни страха, ни восторга - одна корысть.

Я считаю это громадной опасностью, тупиком, в который может попасть Россия.

Зачем нам Маркс?

- ОДИН мой родственник в смутные годы перестройки, когда один за другим ломали памятники бывшим вождям, говорил: "Помяните мое слово. Пройдет лет 15-20, и вы снова поставите памятник Сталину". Вам не кажется, что именно это сейчас и происходит? Что руками режиссеров, актеров, писателей, размышляющих о тех временах, критикующих их, вновь создается памятник этому человеку?

- Не думаю, чтобы те, кто делал эти большие сериалы, хотели восславить Сталина. Но сказать, что этого периода не было, нельзя. Надо вслушаться в свою историю. Если столько поколений - еще живых людей или их отцов - были этому подчинены, нужно исследовать механизм - как они этого кумира сотворили. И как человек там, на вершине, потерял всяческие ориентиры. Это очень важно!

Есть люди, которые сейчас говорят: "Вы знаете, какие были времена? Нас заставляли Маркса читать! А мы артисты! Зачем нам, артистам, политэкономия?" А я вас спрошу: бросив читать Маркса, вы стали читать Канта и Гегеля? Или вы просто освободили себе время под дребедень всякую детективную? Вопрос в другом - в какую сторону вы шагнули после того, как вас освободили от чтения Маркса. Поэтому я не буду вместе с вами радоваться, что это все изъято.

- А нужно ли вообще будить этих монстров или оставить их в покое и тема культа уляжется сама собой?

- Можно все оставить, но ничего не уляжется. Конечно, фанатизм ужасен в любых проявлениях. Но полное отсутствие идеологии, которое некоторые сейчас проповедуют, есть крушение мысли. Потому что идеология - это и есть наличие идей. И говорить: "А мы гуляем, а у нас карнавал!" - не менее губительно, чем требовать восстановить все, как было.

Навечно опоздавшие

- ВАШ Сталин в спектакле говорит: "Мы всегда во всем опаздываем. Такой рок, висящий над Россией".

- Да, это один из роков. Их много висит над Россией. Вместе с самым главным - роком желания культа.

- Так почему мы опаздываем?

- По целому ряду причин. Лень - одна из них. Можно сказать, что мы все - потомки Ильи Ильича Обломова. Обломов - фигура в нашей культуре очень важная. В целом положительная, благородная личность.

Другая причина - отсутствие ясной мысли, следование чувству. А чувства у нас большей частью смутные, неопределенные. Мы слишком часто действуем эмоционально. Ясной логикой, которой наделен, к примеру, галльский ум, мы не богаты. Россия, русские - всегда за Моцарта. Мы и тут опоздали заметить, что Сальери, даже у Пушкина, - очень интересный человек.

Мы опаздываем думать. И слишком много забываем. Как забываем мудрые произведения Пушкина, как выбросили одного из самых мудрых и откровенных людей России - Герцена. А ведь это фигура поразительная! Мы опаздываем порой увидеть даже собственные достижения. Мы их потом получаем с Запада, ждем, когда их там признают, и лишь потом начинаем внимательно в них вглядываться. И за эти опоздания нам приходится дорого платить.

- Я хочу вспомнить еще одного вашего героя - Остапа Бендера, который изрядно попортил кровь подпольному миллионеру Корейко. Казалось бы, Корейко вполне мог бы жить припеваючи, но он всего боится. Почему наших людей отучили любить богатство? И лишь воры и бандиты не стесняются ездить в роллс-ройсах, скупают футбольные команды или вывешивают рекламные щиты с портретами своих любовниц.

- Люди просто не хотят быть богатыми!

- Почему? По-моему, желание быть обеспеченным человеком - это нормальное желание.

- Обеспеченным! Обеспеченный и богатый - это разные вещи.

- А что плохого в богатстве?

- Я вовсе не считаю, что все богатые - плохие люди, так же, как и что все бедные - хорошие. Ничего подобного! Но в Библии сказано - нельзя служить одновременно и Богу, и мамоне. Мамона есть деньги. И в России как-то само собой так получается, что люди подсознательно выбирают, кому им служить. И здесь есть еще достаточно людей, которые хотели бы служить Богу. Совершенно не обязательно, чтобы они всю свою жизнь проводили в молитвах. Нет! Но они свято служат своему Делу. И я знаю таких врачей, таких ученых, актеров, писателей. А возможность заработать для них отходит на второй план.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно