Примерное время чтения: 6 минут
199

Папина тень

ОНА - самый загадочный обитатель Кремля. Она не дает интервью, не позволяет себя фотографировать, не опровергает самые невероятные слухи о себе. От этого интерес к ее персоне все более усиливается.

"Я сама"

ИЗВЕСТНО, что Борис Николаевич всегда мечтал о наследнике. Но в 1960 г. у него родилась вторая дочь, хотя удивительно похожая на него. Она сразу стала папиной любимицей. В семье Ельциных так и повелось: старшая Елена - мамина дочка, Татьяна - папина. Елена унаследовала домовитость Наины Иосифовны и вспыльчивость Бориса Николаевича. Татьяна - папину целеустремленность.

Когда она училась в школе, Борис Николаевич каждый вечер обязательно проверял ее дневник. Если в нем оказывалась четверка, дневник со словами: "Больше мне таких оценок не показывай. Их быть не должно" - со свистом летел куда-нибудь на пол. Но спустя какое-то время Татьяна подсаживалась к "папке" (так она до сих пор ласково называет дома отца), прижималась головой к его плечу... Любимую дочку Танюху папа прощал быстро.

Задатки лидера у Татьяны проявились еще в пионерском возрасте - в свердловской школе N 9 она была председателем совета дружины. Даже мальчишки ее охотно слушались. И поступать в МГУ она поехала вопреки воле родителей. Правда, решимость дочери Борис Николаевич в конечном итоге все же поддержал, но в родительской материальной поддержке ей поначалу было отказано. Говорят, что однокурсники и соседи по общежитию долго не подозревали, что девчонка-провинциалка, предпочитающая джинсы и майку, - дочь секретаря Свердловского обкома партии. Она до сих пор официальной одежде предпочитает брючные костюмы и лишь не так давно стала пользоваться косметикой.

Факультет вычислительной математики и кибернетики в то время считался одним из наиболее элитарных. Татьяна была способной, но не самой заметной студенткой. Среди раскованных москвичей чувствовала себя немного чужой. На каникулы и на праздники спешила к родителям в Свердловск. Знающие Татьяну Борисовну люди говорят, что комплекс провинциалки-отличницы она преодолевала в себе долго.

Может быть, именно поэтому в дальнейшем ее друзьями становились, как правило, не москвичи. К их числу можно отнести уроженца Перми В. Юмашева и покорившего Москву провинциала Р. Абрамовича. А в кругу столичных интеллектуалов типа Чубайса, Березовского и Малашенко она держалась поначалу достаточно робко. Работая с ними в предвыборном штабе Б. Ельцина, больше слушала, чем говорила.

Как известно, большинство женщин-политиков в личной жизни - неудачницы. Но Татьяне Борисовне, кажется, все же удалось стать счастливым исключением. После неудачного первого брака она вышла замуж за своего коллегу по работе в московском КБ "Салют" - Алексея Дьяченко.

Начало кремлевской карьеры

СТАТЬ советником отца Т. Дьяченко убедил тогдашний руководитель администрации президента А. Чубайс. Впрочем, уговаривать ее не пришлось. Активистка по складу характера, Татьяна тяготилась ролью домохозяйки, занятой исключительно воспитанием детей. А закулисная политическая кухня пришлась ей по вкусу еще во время предвыборной кампании.

Как человек весьма неглупый, она не могла не осознавать того, что в 1996 г. окружение Ельцина нуждалось в ней лишь как в посреднике к президентскому уху. Но находиться в центре внимания умных, высокопоставленных и обходительных мужчин наверняка было приятно. Официальное вхождение в Кремль давало возможность почувствовать себя с ними на равных.

Наина Иосифовна пыталась отговорить ее от этой затеи. А в политической тусовке тогда поползли слухи о чрезмерной симпатии дочери президента к молодому реформатору Чубайсу и о том, что Алексей Дьяченко якобы из-за политической активности своей супруги стал злоупотреблять спиртным.

Поначалу роль советника по имиджу была скорее номинальной. В 1-м корпусе Кремля в шикарных апартаментах, изначально предназначенных для супруги главы государства, Татьяна Борисовна появлялась нечасто. На совещаниях у Чубайса могла лишь иногда позволить себе замечания типа: "Мне кажется, папа на это никогда не согласится" или: "По-моему, отцу это понравится".

Ситуация резко изменилась после того, как администрацию возглавил В. Юмашев. "Разруливать" всеми делами они стали исключительно на пару. И это еще вопрос - кто из них был главным. Тогда же Т. Дьяченко впервые прибегла к излюбленной отцовской схеме - сдержек и противовесов. На многие ключевые должности в Кремле она расставила своих друзей.

Вместе с Юмашевым Татьяна провела генеральную чистку старых кремлевских кадров, упразднив институт президентских помощников. Действуя достаточно решительно, она при этом не могла избавиться от некоторой личной неловкости. Один из бывших помощников рассказывал, что в день подписания указа о своем увольнении он столкнулся в кремлевском коридоре с Татьяной. Она смутилась и стала заверять его, что он по-прежнему в команде президента. Потом, подняв глаза, с надеждой спросила: "Вы же не оставите папу, правда?"

Вкус власти

СО ВРЕМЕНЕМ характер Татьяны Борисовны становился все более твердым. Примерно через год работы в Кремле она усвоила еще одно правило своего отца - нет неразрешимых ситуаций, случаются неудачные комбинации, но они всегда поправимы. Главное - твердость и решительность, эмоции - дело десятое. Были и проколы.

Однажды Татьяна Борисовна рискнула пойти ва-банк и на пару с В. Юмашевым втайне от президента подготовили указ об отставке нелюбимого ими, но уважаемого Ельциным балагура и хозяйственника, всемогущего Пал Палыча Бородина. Борис Николаевич их быстренько поправил.

С тех пор Татьяна Борисовна смирилась с тем, что они с Юмашевым нужны президенту лишь в роли ситуационных лоббистов. В свою единоличную вотчину принятия решений даже больной Ельцин их никогда не пустит.

По рассказам хорошо знающих ее людей, дочь президента осознает, что, как только Борис Николаевич покинет Кремль, рейтинг ее политического влияния сейчас же скатится на нет. Но вот отказываться от своей закулисной роли кремлевской кардинальши ей вовсе не хочется. За последний год она вошла во вкус политической игры, как бывший математик увлеклась просчетами всевозможных многоходовок и политических комбинаций...

Она лично контролирует списки приглашенных и удостоенных аудиенции у президента, формирует рабочие графики Б. Ельцина. Сама проводит по пятницам стратегические совещания в Кремле, выбирая, звать ли на них Чубайса с Гусинским или Немцова с Кириенко.

Говорят, что знаменитая открытая улыбка, притягивающая еще не так давно стольких высокопоставленных мужчин, сегодня все более отдает холодком пока еще чуть заметного высокомерия. Она сама выслушивает мнения, совсем по-ельцински оставляя их без комментариев, и по ее лицу нельзя догадаться, импонируют они ей или нет.

Да, все идеи президентского окружения о том, как продлить полномочия Б. Ельцина, привлекают ее внимание. Но не более того. Она лучше других знает, каково в действительности состояние здоровья ее отца, и главное, что движет ею, - это желание помочь папе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно