Примерное время чтения: 5 минут
108

Из золотых яиц пусть вырастут цыплята

У нас в гостях директор налоговой полиции РФ Вячеслав СОЛТАГАНОВ

- Насколько опасна работа налоговиков?

- Если бы она не была опасна, не создали бы налоговую полицию. За семь лет, которые она существует, при исполнении служебных обязанностей погибли 18 сотрудников. Двое из них - этой осенью. В Перми скончался от побоев подполковник Юрий Леденцов. В Красноярском крае убили капитана Владимира Бырдина из Богучарского райотдела налоговой полиции.

Два года ФСНП совместно с МВД и прокуратурой расследовали громкое убийство сотрудника Усолье-Сибирского горотдела УФСНП по Иркутской области майора Сергея Ведерникова. Рано утром он вышел из дома на работу. У киллера, засевшего в ближайшем подвале, были считанные минуты на выстрел, пока налоговый полицейский находился в зоне обстрела. В ходе расследования выяснилось, что заказчиком была 33-летняя "бизнесвумен", не раз имевшая проблемы с налоговыми органами. Первой ее жертвой стал инспектор ГНИ, а спустя пять месяцев и майор УФСНП. За каждого она заплатила 30 млн. рублей (неденоминированных) троим "отморозкам" из Ангарска.

За девять месяцев этого года произошло уже 850 случаев посягательств на жизнь и здоровье сотрудников налоговых органов и налоговой полиции.

- Вам угрожают?

- Случалось. Но я к словесным угрозам никогда серьезно не относился.

- В семье за вас, наверное, ужасно переживают...

- Ну, во-первых, жена и три мои дочери уже привыкли: я всю жизнь работаю в правоохранительных органах. А во-вторых, я никогда не рассказываю о специфике своей службы. Хотя случаи бывали всякие. Много лет назад, в пору работы начальником горотдела милиции, приходилось входить и во взбунтовавшийся ИВС, и в камеры с особо опасными рецидивистами, идти и на нож, и на вилы...

- Расскажите о наиболее заметных уголовных делах последнего времени.

- Недавно в центральном офисе ЗАО "ДЭУ Моторс Компани ЛТД" (генерального дилера "ДЭУ" на российском рынке) мы провели оперативные мероприятия, и в кассе бухгалтерии обнаружили около 20 тыс. долларов, почти 1 млн. рублей и около 15 тыс. немецких марок. Их происхождение нам никто так и не смог объяснить. Возбуждено уголовное дело. Проведены выемки документов в 20 фирмах в Москве и в 30 фирмах в других городах России. По предварительным данным, только за два последних года "ДЭУ Моторс Компани ЛТД" перевело на Запад через иностранные банки около 40 млн. долларов.

Кроме того, мы активно работаем по 2 тысячам фирм, которые, по нашим данным, снабжают деньгами террористов в Чечне. Уже возбуждено более 70 уголовных дел.

- Какие громкие имена выведены на чистую воду в связи с уходом от налогов?

- Боюсь, до громких имен мы можем никогда не дойти. Поскольку они официально никакого участия в коммерческих структурах не принимают и никаких финансовых документов не подписывают. Доказать их причастность к налоговому преступлению очень сложно. Их дела ведут наемные менеджеры. Они берут на себя риск за большую зарплату.

- И ни один из сильных мира сего за неуплату налогов не осужден?

- У нас же есть статья, которая позволяет освободить от уголовной ответственности, если закон нарушил впервые и ущерб возместил. Так было, например, с Сергеем Лисовским. По этим же причинам за этот год мы прекратили свыше 2600 уголовных дел. Те немногочисленные люди, которые все-таки осуждены, сидят не только по одной налоговой статье, но еще и за другие преступления.

- "Воспитание" шоу-звезд в 1997 году принесло плоды?

- Эта акция побудила довольно многих звезд зайти в налоговую инспекцию. Наши претензии, собственно, не к звездам (большинство их законопослушны), а к их менеджерам и продюсерам.

- Получают ли "осведомители из народа" вознаграждение за помощь налоговой полиции, как это предполагает закон, до 10 процентов от возмещенной, благодаря их информации, суммы?

- Нет, что-то я такого не припомню. Закон-то принят, но нет реального механизма его действия. Лишь в одной из областей губернатор создал для этой цели специальный фонд и выплатил таким образом около 40 тыс. рублей. А в основном люди рады поделиться с нами информацией и без вознаграждения. Нам присылают финансовые документы пачками, иногда даже в подлинниках.

-Что вы думаете о нововведении, когда продавцы должны сообщать налоговикам о покупателях, сделавших крупные покупки?

- Идея хорошая. Но пока говорить не о чем, поскольку все оплаты производят наличными. Люди найдут выход: появятся знакомые, родственники, которые "одолжат" или "подарят" деньги.

Будут разбивать суммы, занижать цены. На этом нагреют руки и чиновники, и работники торговли.

- Сколько сейчас в России недоплачивают налогов?

- Если раньше я говорил - 99%, то теперь - 90%. Все-таки тенденция к улучшению есть.

- Что, по-вашему, надо сделать, чтобы платить налоги людям было, если не выгодно, то хотя бы не так обидно?

- В первую очередь надо, конечно, сокращать количество налогов. Затем изменить налоговое законодательство. Все-таки оно излишне гуманно. В мировой практике, если человека уличили в сокрытии рубля, он должен возместить 100 рублей. И тогда он лучше отдаст рубль, чтобы не потерять все. Самое же главное, чтобы налоговая инспекция была соратником налогоплательщика. Инспекторы должны не забивать эту курочку, несущую золотые яйца. Они должны дать ей вырастить цыплят, которые бы в будущем тоже приносили государству деньги. А у нас все наоборот: из-за сиюминутной выгоды - плана по сбору налогов - мы рубим на корню большую перспективу.

- Какую максимальную взятку предлагали сотруднику налоговой полиции?

- 500 тысяч долларов.

- Сами вы исправно платите налоги?

- Сотрудники налоговой полиции, как и военнослужащие, милиция, ФСБ и т. д., от подоходного налога освобождены.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно