Примерное время чтения: 5 минут
107

В больницах водятся мутанты

СЛОЖНЕЙШАЯ операция по трансплантации прошла успешно. И вдруг спустя несколько дней человек с исправно бьющимся чужим сердцем умирает в больнице от... пневмонии. Нонсенс? Увы, реальность.

СЕГОДНЯ в мире производится более 100 тысяч тонн различных антибиотиков ежегодно. Мы привыкли к тому, что они есть и будут и всегда спасут нас от такой "мелочи", как какое-нибудь воспаление. Микробы привыкли тоже.

Мы их бьем - они крепчают

"ЕСЛИ пациенты начнут принимать антибиотики без назначения врача и в неправильной дозировке - последствия могут быть непредсказуемыми, - предупреждал еще в 1945 г. Александер Флеминг, открывший первый антибиотик - пенициллин. - Вместо того чтобы побороть инфекцию, мы получим бактерии, устойчивые к лекарству".

Ученый совершенно правильно предвидел поведение бактерий. Но абсолютно недооценил возможности людей. Они не только низвели антибиотики в разряд подручных средств из домашней аптечки, но и ринулись скармливать тонны этих препаратов домашнему скоту - в качестве стимулятора роста и веса. И только когда начал отказывать самый сильный из всех антибиотиков - ванкомицин, назначаемый в крайних случаях, люди забили тревогу.

Самое неприятное - бактерии научились не только сопротивляться, но и на генетическом уровне обмениваться тактикой борьбы с товарищами по классу и коллегами по виду. В разных частях света уже обнаружены устойчивые к нескольким препаратам возбудители чумы, холеры, малярии, туберкулеза, менингита. То есть в перспективе из отпуска можно будет привезти не только экзотическую для европейцев заразу, но к тому же такую, которую не берет большинство антибиотиков. Впрочем, вовсе не обязательно далеко ездить. Устойчивые ко многим (а иногда и ко всем) препаратам штаммы стафилококков (сепсис) и энтерококков (кишечные инфекции) на сегодняшний день можно обнаружить практически в любой клинике. А полежав в этой клинике, можно обнаружить их уже и у себя.

Операция - это лишь полдела

"ОСНОВНОЙ "резервуар" устойчивых к антибиотикам инфекций - больницы, - объяснил нам заведующий лабораторией Государственного научного центра по антибиотикам профессор С. В. Сидоренко. - Там на ограниченном пространстве применяется очень много препаратов. Все чувствительные микробы погибают, выживают сильнейшие, и вот на них воздействовать уже гораздо труднее".

Проблема так называемых госпитальных инфекций сегодня актуальна во всем мире. Три года назад в Японии с трудом удалось спасти 4-летнего ребенка, перенесшего операцию на сердце и "подцепившего" в больнице золотистый стафилококк, на который не действовали даже самые сильные препараты. В США зарегистрировано несколько смертных случаев, когда после операции пациентов заражали устойчивыми к антибиотикам бактериями. Как считают зарубежные специалисты, ситуация такова, что риск для жизни больного представляет не столько сама операция, сколько гнойные инфекции после нее.

Самые благополучные в этом отношении на данный момент - государства Северной Европы. Там раньше других ввели запрет на использование антибиотиков широкого действия в корм скоту, давно отказались от строительства больших клиник, многокоечных палат, длительной госпитализации - всего того, что способствует процветанию и распространению устойчивых инфекций. И, естественно, на Западе более жесткие стандарты в терапии. А после недавней конференции стран ЕС, посвященной "микробной угрозе", порядок назначения антибиотиков еще более ужесточился: теперь эти препараты выписываются только по строго ограниченным показаниям и особо оговорена длительность и дозировка применения".

Кто кого?

"ИГРАТЬ в догонялки с микробом теперь уже придется постоянно, - считает профессор С. В. Сидоренко. - Однако ситуация отнюдь не безнадежна. На Западе уже созданы препараты с принципиально иным действием на возбудителя. Сейчас они проходят клинические испытания и ограниченно уже входят в медицинскую практику".

Но недооценивать проблему, уповая на новые лекарства, естественно, нельзя. И заниматься этой проблемой необходимо на государственном уровне. В Великобритании, например, уже давно существует специальный Комитет при палате лордов, в США регулярно проходят слушания в сенате по ситуации с устойчивостью инфекций.

Ни в одной нормальной стране антибиотики не продаются без рецепта. Наш Минздрав еще 10 лет назад распорядился о том же. Но в российских аптеках сейчас можно купить все что угодно на свое усмотрение. Регулярно все новые и новые исследования подтверждают тот факт, что антибиотики на вирусные инфекции (в том числе ОРЗ) не действуют. Целесообразность их приема в профилактических целях (например, во избежание осложнений после гриппа) не доказана. Каждый антибиотик имеет свой спектр действия, и чем точнее мы с его помощью будем целиться в микроб, тем больше шансов попасть в него и уничтожить. Мы все это, конечно, слышали. И с детства знаем, что "играть в доктора" лучше бы только понарошке. Однако...

Поднялась температура, заболело горло (зуб, живот и т. д.) - на всякий случай мы пьем антибиотик. Мол, и ангины не будет, и заодно, может, понос пройдет. А если что не так - к врачу обратиться мы всегда успеем. Кстати, скорость удвоения, например, кишечной палочки - со всеми ее "потрохами", не исключая и ген устойчивости к антибиотикам, - 20 минут. Отсчет пошел...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно