Примерное время чтения: 6 минут
195

Госдума объявила войну "поющим трусам"

ПРЕДСТАВЬТЕ ситуацию: пришел человек на концерт, допустим, под названием "Композитор такой-то собирает друзей", сидит, слушает, смотрит, как этот самый композитор вдохновенно закидывает голову, пробегая пальцами по клавишам рояля, как его так называемые друзья застывают в картинных позах, нервно сжимая микрофоны в руках... И невдомек человеку, что все, что он слышал на этом концерте, включая бурные и продолжительные аплодисменты, было заранее записано на пленку. И был это по сути не концерт, а обман чистой воды.

ВЫСТУПЛЕНИЯ под "фанеру" - заранее записанную полную или частичную (только инструментальное сопровождение) фонограмму, родившись как явление в 70-х, со стадионных концертов Софии Ротару и Розы Рымбаевой, обрели популярность в 80-х, во времена "чеса" по стране бесчисленных "Ласковых маев". Ну а к концу 90-х это приобрело такой масштаб (стоит вспомнить хотя бы известные случаи, когда по нескольку раз заедало "фанеру" у Валерия Леонтьева и Филиппа Киркорова), что Государственная Дума вынуждена была не так давно принять поправку к Закону о потребителях, озаглавленную: "О регулировании использования фонограмм в концертной деятельности". Так что в скором времени некоторые "артисты" должны будут в обязательном порядке оповещать народ на афишах и билетах о том, что в их концерте используется фонограмма.

Невиноватая я!

ТЕ, КТО грешит "фанерой", находят своим действиям массу оправданий. Например, говорят они, в сборном концерте вообще невозможно обойтись без фонограммы, так как порядок и время выступлений десятков исполнителей точно расписаны. Или концерт-телесъемка: мол, техника у нас такая неважная, что хороший звук записать на камеру невозможно. Но в технике ли дело? У Алексея Белова из "Парка Горького" совершенно иное мнение: "Насчет сборных концертов - все это отговорки. На что нужно много времени? На то, чтобы штекер гитары воткнуть? Опыт проведения серьезных фестивалей говорит: у профессионалов не может быть никаких сбоев и задержек. То же самое и телевидение. Возьмите МТV, где на одном концерте Сил сменяет "Металлику", а "Гарбидж" - Тину Тернер, то есть настолько разные артисты, что дальше некуда. И никаких проблем. А вообще петь под фонограмму - это имитировать чувства".

Денежный вопрос - это еще одна причина, по которой используется "фанера". "Мы не можем содержать музыкантов, которые бы работали живьем, - сказал Андрей Шлыков, директор группы "Блестящие". - Представляете: билет до Владивостока в один конец стоит 3 тысячи рублей. Сколько нужно денег, чтобы вывезти туда дополнительно 10-12 человек, разместить их в гостинице, накормить? Себестоимость концерта вырастет почти в 2 раза. Кроме этого, нужно везти туда звук, свет". Правда, директор группы "ЧайФ" Дмитрий Гройсман утверждает: "Ерунда. Сейчас везде приличная аппаратура и условия. Нормальный звукооператор сделает хороший звук на любой аппаратуре".

Ясно одно: делиться ни с кем не хочется, когда есть возможность просто возить с собой пленку или дискету с фонограммой. А для пущей важности выставлять (как это делают некоторые артисты) на сцену "музыкантов", которые "за три копейки" делают вид, что играют. А поскольку техника позволяет, возникает большой соблазн пожалеть и свои голосовые связки и вместо частичной "фанеры" пустить полную.

Мафия на страже "фанеры"

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если во время "чеса" по стране давать по 2-3 концерта в день, вполне можно и голос сорвать. А на что тогда жить? При таком экономическом и правовом беспределе, что существует сейчас, на авторские отчисления это сделать невозможно. Поэтому и берегут певцы и певицы голоса. Если таковые, конечно, имеются, поскольку сегодня на смену попсовикам старой школы (а именно к поп-музыке традиционно возникали претензии по поводу "фанеры") пришло новое поколение "исполнителей", которых Дмитрий Маликов как-то метко обозвал "поющими трусами".

Это молодая поросль - девочки и мальчики, дуэты, квартеты и секстеты, смазливые на лица, но абсолютно не умеющие ни петь, ни играть, ни двигаться. И "фанеру" за них порой пишут совершенно другие люди, а этим "артистам" остается лишь открывать рот, стараясь попадать в ритм. Кто они, откуда пришли? Чьи-то любовницы и любовники, подруги, жены бандитов, олигархов и других сильных мира сего. Кто будет ловить их за руку (или за пресловутые "трусы")?

Депутат Михаил Мень, один из авторов поправки, считает, что тут должны работать демократические институты. И любой гражданин, уловив, скажем, несоответствие дикции и артикуляции, может подать на исполнителя в суд. Вот только дойдет ли дело до суда, если учесть, что достаточное количество наших поп-звезд так или иначе связано с криминальным миром? Любой из пишущих о музыкальном бизнесе журналистов знает не понаслышке о "наездах" братвы после их критических статей в адрес того или иного персонажа. Однажды на вечеринке "На-Ны" Бари Алибасов, представляя гостей, показал на двух мрачных абреков за дальним столиком: "А это наши друзья, они нас охраняют".

Не поёшь? Верни награду!

НА ЗАПАДЕ за тем, чтобы не использовалась "фанера", следит музыкальный профсоюз, и если что случается и информация попадает в газеты, то доходит до того, что отбирает награду "Грэмми". Карьера артиста, считай, на этом заканчивается. Так было с дуэтом "Милли Ванилли", которых поймали на том, что они пели чужими голосами. И даже после того, как была записана пластинка с их собственным вокалом, никто не захотел ее покупать. Звукооператоры-умельцы однажды сумели записать звуки, которые реально издавала покойная Линда Маккартни во время концерта, когда "подпевала" мужу. Пол после этого старался не ставить перед ней микрофон.

Но стоит ли так однозначно выступать против использования фонограмм? "Чайфовец" Дмитрий Гройсман выразился по этому поводу так: "Как каждый народ достоин своего правительства, так и каждый слушатель достоин своего кумира. Я помню, как Олег Нестеров из "Свинцового тумана" (не знаю, почему уж так у них получилось) объявил залу перед выступлением: "Ну что, начнем массовое прослушивание нашего компакт-диска?" Но народ в зале отрывался так, что больше ничего и не надо было".

Кто-то приходит на концерт послушать, как рождается живая музыка, а кто-то просто попрыгать вместе с кумиром. И раз четкого уголовного наказания за "фанеру" нет, то для артиста это вопрос скорее этический, нравственный, вопрос его совести...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно