Примерное время чтения: 5 минут
91

"Пиночет - это в кайф!"

"ЛУЖКОВ клевый! Посмотри, как он модно вашу Москву обустроил. Обязательно за него буду голосовать - может, тогда и в нашей дыре чего переменится", - говорила 17-летняя знакомая, приехавшая в гости из Петрозаводска.

ВРЕМЕНА шамкающих генсеков и нудных политинформаций прошли. Вместе с ними исчез совковый стереотип: молодой человек, интересующийся политикой, - выскочка и ботан. На смену пришел другой тезис, по смыслу прямо противоположный: если ты не интересуешься политикой, политика заинтересуется тобой. Социологи говорят, что активность молодежи за последние годы возросла. И связывают это с тем, что возрос интерес к самой жизни - к своему будущему, карьере. Если в начале 90-х преобладал такой принцип: не надо ходить на выборы, не надо получать образование, надо только хорошо устроиться и зарабатывать халявные деньги - то сейчас подход изменился. А все потому, что повысились требования к молодым специалистам, к уровню их образования. Сработали элементарные рычаги рынка труда - и молодежь стала прислушиваться к тому, что говорят и делают политики.

Дедушка Ленин

СОБСТВЕННО, молодежь всегда делилась на два условных типа: те, кто испытывает устойчивый интерес к жизни, и те, кто выпадает из социума. Последние - это и так называемые неформалы, и подростки, попавшие в зависимость от наркотиков, от криминальной среды. Впрочем, неформалы отнюдь не потеряны для политической жизни. Подойдите на улице к любому панку и спросите, кто из общественных деятелей ему наиболее симпатичен. "Телега" про "дедушку Ленина" вам гарантирована стопроцентно. Дедушка Ленин - культовая фигура для всех панкующих тинов. (Это странно, если вспомнить, что лозунгом панк-культуры всегда было "Анархия - мать порядка", но, видимо, ситуация изменилась после того, как лидер "Гражданской обороны" Егор Летов спел: "Только дедушка Ленин хороший был вождь, а все остальные - такое дерьмо".) Панки собирают значки с профилем Ильича и зачитываются рассказами о нем. А поскольку дедушка Ленин на современной политической арене присутствует только в качестве мумии и голосовать за него не представляется возможным, в их сознании находится место и для "дядюшки Зю". Понятно, что все это по большей части "прогон", стеб, но нельзя исключать, что хайрасто-цветастые ирокезники (а также примкнувшие к ним) декабрьским воскресным днем, оправившись от похмелья, придут-таки на избирательные участки и КПРФ получит свою долю юных голосов.

Кого любим?

ТЕПЕРЬ о тех, кто "испытывает устойчивый интерес к жизни". Начнем с того, что наибольшая часть молодежи (52%) по-прежнему аполитична и не симпатизирует никаким партиям и движениям. Твердо намерены голосовать лишь 24%, но надо иметь в виду, что обещания прийти на выборы всегда завышены и по мере приближения 19 декабря этот показатель будет падать.

По данным ВЦИОМ, накануне думских выборов готовность голосовать за КПРФ среди молодых избирателей выросла с 1% до 8% по сравнению с тем же периодом 1995 года. Увеличилось и число тех, кто отдает предпочтение партиям центристского толка, - с 8 до 13% (в Москве и крупных городах этот показатель достигает 18%, оставляя далеко позади рейтинги других партий). А вот число симпатизирующих демократам сократилось с 13 до 8%.

Изменилась и структура электоратов. Например, среди тех, кто поддерживает патриотические партии и ЛДПР, молодежи почти втрое меньше, чем четыре года назад.

Каким должен быть политик, чтобы он мог рассчитывать на поддержку молодых? Группа ученых факультета социологии МГУ провела свое исследование. Выяснилось, что главная ценностная ориентация молодежи - справедливость (88% опрошенных). Самую сильную неприязнь вызывает понятие "социализм" (32% - "против" и лишь 11% - "за"). Наиболее остро мнения расходятся в отношении Конституции России, а из всех проблем нашего общества на первые места ставятся преступность, экономический кризис и неравенство между людьми.

Большинство молодых избирателей не могут объяснить, какой образ кандидата им предпочтительнее, но из предложенных вариантов выбирают "опытного хозяйственника, управленца". За ним следует "добрый и очень русский человек" - он близок рабочей молодежи и школьникам. При этом 67% отмечают, что для них важнее всего конкретные дела кандидата. Предвыборной программой интересуются меньше половины - 45%.

Характерно, что подавляющему большинству все равно, состоит ли кандидат в той или иной партии. "Значения не имеет, лишь бы человек был хороший", - ответили 74%.

"Интерес к партиям и движениям снизился, - отмечает социолог Григорий Бутырин. - Сейчас больше смотрят на личностей. Поддержкой пользуются успешные лидеры, те, кто хорошо делает свое дело. Молодежь стала прагматична, романтики у нее поубавилось".

А из тех ответов, что услышали мы в ходе собственного опроса, запомнилось два. "Я проголосую за того, кто объяснит мне, что такое реформы. Это когда часто меняют премьеров?" - высказался один студент. "Я бы проголосовала за Пиночета, только не знаю, кто он такой, - мнение "неформальной" девушки. - Просто имя прикольное. Пиночет - это в кайф!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно