Примерное время чтения: 11 минут
100

Виктор Геращенко. Вокруг рубля

МИР сотрясают скандалы с "отмыванием" российских денег, с кредитными карточками высших должностных лиц и их мнимыми или реальными банковскими счетами за границей. Главный страж на пути незаконного вывоза капитала - Банк России - пока не выступал с какими-либо заявлениями по этому поводу. Сегодня председатель Банка России Виктор ГЕРАЩЕНКО впервые приподнимает завесу тайны над утечкой капиталов за рубеж.

- Виктор Владимирович, почему Центральный банк до сих пор не выступил с заявлениями по поводу скандала в "Бэнк оф Нью-Йорк"?

- Во всем том шуме, который поднят вокруг потока денег, которые шли через "Бэнк оф Нью-Йорк", Центральный банк не упоминается. Деньгами МВФ обычно распоряжалось Министерство финансов. И только в прошлом году, в июле, тот самый знаменитый "чубайсовский" транш в 4,8 млрд. долл. Центральный банк получил в свое распоряжение. По соглашению между российским правительством и МВФ 1 млрд. долл. мы отдали бюджету на необходимые расходы. А 3,8 млрд. долл. вошли в наши валютные резервы.

Когда депутат Госдумы Виктор Илюхин поднял шум, пришлось нанять аудиторов из компании "Прайсвотерхаус-Куперс". Доклад о проверке Центробанка мы потом направили в МВФ, в Генеральную прокуратуру. И, конечно, послали в Госдуму. В докладе четко сказано, что за июль и август прошлого года на поддержание курса рубля Центробанк потратил 9,1 млрд. долл. Однако рубль, как известно, 17 августа все равно "брякнулся".

- Разумно ли было выкидывать такие деньги на рынок? Ведь всем было ясно, что рубль не спасти. Теперь многие обвиняют Центробанк в том, что это было сделано нарочно: чтобы кто надо скупил доллары по дешевке и успел вывезти за границу.

- Было неразумно и нереально в конце 1997 года объявлять трехлетний валютный коридор. Это решение было явной глупостью. Оно подвело многие банки, которые исходили из твердой уверенности, что поскольку Центральный банк объявил валютный коридор, то он будет эти рамки держать. Но не удержал. А говорить о том, что деньги Фонда мы использовали на какие-то непотребные вещи, это неправильно ни бухгалтерски, ни экономически.

"Бэнк оф Нью-Йорк" с 1993 года стал по существу основным банком для всех расчетов российских коммерческих банков в долларах. Поэтому шум вокруг "Бэнк оф Нью-Йорк", я бы сказал, надуманный.

- По какой причине в состав делегации, побывавшей в США в связи с расследованием эпизода с "Бэнк оф Нью-Йорк", не вошли представители Центрального банка - организации, которая осуществляет контроль над вывозом капиталов? Вас не пригласили?

- Если бы нас даже пригласили, мы бы не поехали. Эта поездка ответственных сотрудников ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы налоговой полиции была, видимо, рабочим контактом с соответствующими американскими службами, поскольку есть соответствующее соглашение о сотрудничестве. К расследованию операций американского банка нас бы все равно не допустили. Мы даже от своего российского загранбанка, где Центробанк - основной акционер, права не имеем взять информацию о его взаимоотношениях с клиентами. Взаимоотношения с конкретным клиентом - это если не банковская тайна, то конфиденциальная информация.

Капитал убегает со скоростью 1 миллиард долларов в месяц

- Но капитал-то убегает за границу. Называются и 150, и 200, и чуть ли не 400 млрд. долларов.

- Следует отличать утечку и вывоз капитала. Вывоз разрешен для создания смешанных или российских компаний за рубежом. Капитал необходим и для открытия специальных счетов за границей, когда оплачиваются внешнеторговые операции. Мы даем на то разрешение. А так называемая утечка капитала - совсем другое дело. Видимо, не нужно забывать, что один из указов президента России в ноябре 1991 года разрешил всем субъектам хозяйствования заниматься внешнеторговой деятельностью: хочу - продаю, хочу - покупаю. А контролирующий орган - Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю - фактически заработал лишь три года спустя.

В принципе у нас контроль за торговыми сделками налажен. Таможня работает, мы знаем уход товаров и приход товаров... Но мы не можем быть судьями и оценивать цену каждого контракта на тот или иной товар, правильная она или нет. Не секрет, что зачастую наши предприятия подписывают фиктивные контракты с оффшорными компаниями, принадлежащими российским организациям или гражданам. Цена товара при этом также занижается. Затем оффшорная компания продает товар по реальной цене. Часть выручки остается на счетах оффшорных компаний в иностранных банках.

С прошлого года получили распространение так называемые фальшивые импортные контракты. Теперь иностранцы требуют авансовые платежи. Не верят. Прежде чем завозить в Россию что-то по импорту, надо обязательно перевести деньги за границу. Так вот, деньги переводят, товар оттуда в Россию не приходит, а фирма, которая перевела деньги, исчезает.

- Вы так хорошо знаете все эти схемы. Почему же вы с этим не боретесь?

- Мы боремся по мере своих полномочий и возможностей. К сожалению, их у нас не так много. Наши макроэкономисты твердят, что на настоящем рынке должно быть как можно меньше каких бы то ни было ограничений. Вот недавно Россия присоединилась к статье VIII Устава (Статей соглашений) МВФ, которая объявляет страну и валюту страны конвертируемой по текущим операциям без каких-либо ограничений. Вроде бы это все вещи полезные и помогают избежать дискриминации. Но с другой стороны - может быть, они пока несколько преждевременные. Мы еще не можем в полной мере конкурировать с промышленно развитыми государствами.

- Какова ваша оценка объемов утечки капиталов за рубеж?

- Наши специалисты из департамента валютного контроля считают, что в настоящее время утечка капитала из России достигает 1 млрд. долларов в месяц.

Что будет с нашим "деревянным"

- Виктор Владимирович, до каких пределов Центральный банк намерен поддерживать рубль в ущерб золотовалютным резервам страны?

- То, что мы разбазариваем золотовалютные резервы, - это расхожий домысел, который ничего общего не имеет с действительностью. За последний год мы не только заплатили 7 млрд. долл. за Минфин иностранным финансовым организациям, но и не снизили золотовалютные резервы. Каждый месяц Центробанк больше приобретал валюты, чем продавал. Мы на валютном рынке присутствуем. И основная наша цель состоит в том, чтобы не допустить резких колебаний курса. Мы говорим, что курс рубля должен быть выгодным для наших экспортеров. Иначе у России не будет валюты, чтобы погашать долги.

- Может рубль провалиться так же стремительно, как год назад?

- Сейчас для провала нет никаких оснований. Если не будет всеобщего ажиотажа и народ не бросится скупать доллары через обменные пункты. И потом, чтобы покупать доллары, надо иметь рубли. Покупательная способность населения за последний год снизилась на 30%. Основная масса получает мизерную зарплату. Наоборот - люди вынуждены продавать те доллары, которые имеют "под подушкой". Что сейчас пенсия? Слезы... Но все равно народ наш традиционно думает о завтрашнем дне. Люди стараются что-то сберечь. Статистика показывает рост числа сбережений. Вот мне одна знакомая банкирша рассказывала. Мама ей как-то говорит:

- Наташенька, купи мне 100 долларов.

Она отвечает:

- Мам, ну тебе-то зачем? Ведь ты живешь у меня, на полном обеспечении.

- Нет, - говорит старенькая мама, - все мои подруги покупают, и ты мне купи. Это моя пенсия, мои деньги.

- Некоторые экономисты предлагают сбережения населения в долларах повернуть в золото, ввести так называемые золотые счета, текущие котировки золотого рубля к обычному рублю и к доллару. Есть ли смысл в этих предложениях?

- Я думаю, этот фокус не удастся. У нас в стране не запрещено покупать населению золотые изделия или золото в слитках. Центробанк выпускал монеты и серебряные, и платиновые, и золотые, и даже палладиевые. Они продавались и продаются свободно. Громадного спроса на них нет. В нынешних условиях, когда западные экономисты и банкиры ведут дискуссии о потере золотом его монетарной роли, мы, видимо, должны исходить из того, что значение золота и его цена вверх не пойдут. Поэтому вкладывать сбережения в золото смысла не имеет. Мы все-таки не Буратино, который свои золотые куда-то прячет.

Если глубоко покопаться, то все эти сказки о золотом червонце, который возродил нашу экономику после гражданской войны, просто чушь собачья. То количество, как говорят, золотых "кружков", которое было выпущено, никакой денежной роли не сыграло. Они немедленно ушли в кубышку или даже остались невыпущенными.

"СБС-Агро" не такой уж плохой

- Как возродить банковскую систему страны и где, на ваш взгляд, можно взять деньги на эти цели?

- Обычно при подобном системном кризисе банковской системы во всех странах в процесс активно включается государство. Но не Центральный банк.

На улучшение финансового состояния коммерческих банков у Центрального банка средств нет. Мы же не можем напечатать денег для того, чтобы рекапитализировать банки.

Создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - государственный орган. Те деньги, которые государство выделило в прошлом году, не очень большие. Мы все время говорим правительству и Министерству финансов, что нужно в бюджете 2000 года предусмотреть дополнительные средства. Как правило, реструктуризацией банков занимаются акционеры, если они хотят свой банк сохранить. Но экономическая ситуация в стране не очень ясная, четкой экономической политики нет, естественно, и инвестор, в том числе и иностранный, к нам не спешит.

Что интересно: иностранные банки, которые работают в России, увеличивают свой капитал. Если год назад доля иностранных банков в совокупном банковском капитале России составляла примерно 5%, то сейчас после дополнительных вложений их доля выросла до 12,5%.

- Есть ли смысл выделять на реструктуризацию, например, "СБС-Агро" или Инкомбанка десятки миллионов долларов?

- Мы Инкомбанку ничего не выделяли. Что касается "СБС-Агро", то это крупный системный банк с очень большим количеством отделений. Оздоровление "СБС-Агро" - задача больше государственная, чем вопрос взаимоотношений между нами и этим коммерческим банком. С октября прошлого года мы ему выделили кредиты в размере 6,5 млрд. рублей. Все платежи были нами проконтролированы и отслежены. Деньги в основном пошли на погашение задолженности клиентов банка перед бюджетом, на расшивку платежей. Естественно, часть средств ушла на расходы, связанные с уборкой урожая.

Мы понимаем, что "СБС-Агро" требуется довольно крупная сумма денег для того, чтобы он задышал и стал жить нормально. Вопрос о выделении ему дополнительных средств рассматривается АРКО.

Когда Геракл уйдет в отставку

- Виктор Владимирович, сейчас очень много говорят о вашей возможной отставке. Что подсказывает ваше политическое чутье: состоится она или нет?

- Я скажу, что собака лает - ветер носит. Надо подходить к этому вопросу проще: есть закон о Центральном банке. В соответствии с законом меня год назад по представлению президента назначили на эту должность. Основанием для ухода с поста могут быть здоровье, личное желание, несогласие с теми или иными принципами построения экономической работы или какие-то ошибки в деятельности Центрального банка. Каких-либо значительных ошибок мы за собой не видим. И не из-за какого-то чувства самомнения. И в целом объективные внутренние проверяющие, и эксперты МВФ каких-либо серьезных замечаний нам не делали. Поэтому я не вижу оснований для ухода в отставку.

Когда меня в прошлом году две недели "трамбовали", чтобы я вернулся в Центральный банк, то я сказал: ну ладно, раз уж надо, то уйду с вольных хлебов в коммерческом банке на 10 тысяч рублей оклада. Но 4 года, как устанавливает закон, быть на должности председателя не собираюсь. Дело не в том, что мне эта работа не нравится. Она важна и значительна. Но работа в Центральном банке ставит определенные рамки в деятельности человека. Особенно если он любит конкретную созидательную работу. В коммерческом банке видно, как с помощью кредитов развивается бизнес. И это приносит радость.

- Есть ли банкиры, которых вы со спокойной душой рекомендовали бы на пост руководителя Центробанка?

- Я хорошо знаю, кого бы я не рекомендовал. Например, господ типа Бориса Федорова или Александра Лебедева. А вообще у нас много грамотных банкиров и в Центральном банке, и в банковской системе, которых можно было бы рекомендовать если не со спокойной душой, то без зазрения совести. Повторюсь, что не хотел бы четыре года здесь вкалывать. У меня дома семья, попугай и кот, и я их редко вижу. Надо все-таки уступать дорогу молодым вовремя.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно