Примерное время чтения: 7 минут
70

Люди песка

ТУРКМЕНИЯ - пожалуй, самая загадочная из стран СНГ. Вокруг нее ходят невероятные слухи.

ОНИ периодически появляются в прессе и носят вполне безобидный характер. Восток, известно, - дело тонкое. Но Туркмения - страна с самой протяженной границей с Афганистаном. Со всеми его талибами-ваххабитами, наркотиками и террористами. Да и соседний для нее Иран с миллионами ортодоксальных мусульман - тоже не подарок. Не зря и при царях, и при генсеках Россия держала здесь накрепко закрытые границы. А значит, смотреть на Туркмению только как на экзотическую страну с чудаковатым президентом не совсем дальновидно. Известно ведь, кто водится в тихом омуте. Поэтому встреча с бывшим вице-премьером страны по экономике, председателем ее Центробанка Х. Оразовым вызвала понятный интерес.

Три года назад он бежал из Ашхабада. Получил статус политического беженца ООН и скрывается в одной из стран Европы. Там и прошла тайная встреча с ним.

- Худайберды Артыкович, до вторжения войск США в Афганистан и разгрома талибов Россия жила ожиданием нашествия ваххабитов в Поволжье и на Кавказ. Почему у президента Ниязова не было с соседями-талибами никаких проблем? Он тоже коммунист, хоть и бывший.

- Когда Хамида Карзая избрали главой временного правительства Афганистана, он первым делом прибыл в Ашхабад.

Первое, что сказал Ниязов Карзаю, было то, что "бывший премьер-министр Афганистана мой друг мулла Омар остался мне должен 200 млн. долларов. Ты их заплати, потом будем говорить".

- Г-н Омар, помнится, как-то связан с бен Ладеном?

- Не просто связан, он его покровитель и личный мулла.

Если углубиться в историю, то выяснится, что, придя к власти, талибы столкнулись с нехваткой нефтепродуктов, продовольствия и, естественно, вооружения. А в Туркменистане на тот период - 90-92-й годы - скопилось обычных видов вооружения не менее, чем в России.

Оружие джихада

- ВЫ НЕ путаете?

- Нет. Всем известно, что Советская армия выходила из Афганистана в 1988 году через узбекский город Термез. Но мало кто знает, что военно-техническое снабжение всего "ограниченного контингента" шло через Кушкинский проход в Туркменистане. На его территории за 10 лет афганской войны было построено множество складов оружия и хранилищ военного снаряжения. Туда же вся эта масса и была возвращена после вывода советских войск. Если говорить приблизительно - не менее 500 самолетов и вертолетов, 1500 танков и самоходных орудий. Плюс огромное количество стрелкового оружия и боеприпасов. Все это складировалось без какого-либо учета! В итоге к 2002 году "афганского" вооружения в стране уже не было.

- Все ушло талибам?

- Да, талибам и через талибов дальше: как к людям бен Ладена - не зря все они вооружены "калашниковыми", - так и к пакистанским племенным вождям. Вопрос о вооружениях ставил и первый российский посол в Ашхабаде В. Черепов. Он просил меня повлиять на Ниязова, чтобы вывести технику в Россию. Но было ясно, что отдать оружие на миллиарды долларов будет нелегко. Я предложил схему, по которой Россия возвращала бы его нам, причем модернизированным и бесплатно. По мере наших потребностей. Лет за 40-50.

Когда я доложил о схеме Ниязову, он даже с места подскочил: "Это большая политика, не лезь! Ты знаешь, что Рафсанджани уже месяц вокруг меня ходит всего лишь из-за трех бэтээров?" (Рафсанджани - президент Ирана. - Прим. ред.)

- Примерно год назад в российской прессе забили тревогу о положении русских в Туркмении. А была ли проблема?

- Я не в первый раз слышу, что у нас обижают русских. Это не совсем правильно. Ниязов не против русских, а против носителей какой-либо цивилизованности вообще. В таких условиях можно оставаться у власти как угодно долго. Главный враг - это культура и интеллектуальный уровень, которого Туркмения достигла за советский период. Стержень его - естественно, русский язык.

В стране из русскоязычных остались самые незащищенные: старики, инвалиды - 150 тысяч человек. Бывший 2-й секретарь Марыйского обкома КПСС Бабенко, бывший завотделом ЦК партии Туркменистана по нефти и газу Лещинский сегодня нищенствуют в Ашхабаде, собирают бутылки.

Многие предметы в туркменских школах вообще отменены. Учеба в основном идет по книге Ниязова "Рухнама". В этнографической книге есть откровенный бред. Например, о том, что туркмены изобрели колесо, были основоположниками компьютера.

Под "крышей" стран Совбеза ООН

- В ЧЕМ феномен г-на Ниязова? Его никто не трогает - ни США, ни Западная Европа, ни Россия, хотя в Туркмении очевидно нарушаются права человека.

- Это результат тонкой и циничной работы. Возьмем для примера страны - постоянные члены Совбеза ООН. В Туркмении разрешено работать такой мощной французской компании, как "Буик". Она возводит строительные объекты явно по завышенным ценам - в три раза. За это компания обеспечивает интересы руководства Туркмении во Франции.

Теперь США. Ашхабад закупил здесь огромное количество ненужной строительной и сельскохозяйственной техники - на 2,5 млрд. долларов. Закуплено более десятка самолетов "Боинг" - они используются менее чем на 20%. В Китае на 125 млн. долл. закупили тепловозы.

Примерно так же удалось добиться лояльности Российской Федерации.

С "Газпромом" был подписан договор на поставку газа сроком на 25 лет и по низкой цене. С российскими нефтяниками создали консорциум "Зарит" и отдали ему 11 месторождений. Их запасы оцениваются в 11 миллиардов баррелей нефти и 5,2 трлн. кубометров газа. После этого г-н Ниязов вновь повел себя в Туркменистане, как феодал. Бояться ему стало некого. Даже России. Поэтому 150 тысяч русских у нас сразу лишились двойного гражданства и стали изгоями.

- Как, будучи пограничной с Афганистаном страной, Туркмении удалось избежать скандалов с наркоторговлей?

- Я уже говорил о потребности талибов в нефтепродуктах и оружии. Одной из ответных любезностей стал наркотрафик. Президент взял его под личный контроль. Так продолжалось до 2002 года, пока американцы не свергли талибов. Был такой момент, когда г-н Ниязов почувствовал даже, что лишился надежной опоры, и не знал, что делать.

Это можно подтвердить фактами. Как глава Центробанка для хранения национальной валюты я арендовал подвальные помещения в старом здании ЦК Компартии Туркменистана. После прихода к власти талибов от меня потребовали, чтобы три самые большие комнаты этого хранилища отдали аппарату президента. Мы открывали общую дверь хранилища сначала раз в 2-3 месяца, а потом каждую неделю. Причем там хранился как готовый героин, так и химические реактивы для его производства. Но они шли уже в Афганистан. Доза героина в Ашхабаде до сих пор стоит меньше доллара.

Многих Бог уберег от этого зла. Туркмены всегда были гордыми "людьми песков". Выживут они и в палящих лучах "отца всех туркмен".

P. S. Таких изгнанников, как г-н Оразов, - более 100 тысяч. На помощь или понимание Москвы они уже не рассчитывают. Поэтому рассеяны по всему миру, хотя и создали партию в изгнании "Ватан". Надеются вернуться на родину.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно