Примерное время чтения: 12 минут
200

Кто остановит лекарственную мафию?

"МЕДИКАМЕНТЫ дорожают быстрее, чем все остальное, - написал в "АиФ" пенсионер А. Е. Афанасьев из города Печоры Псковской области. - Чтобы купить сердечный препарат, надо иметь крепкое сердце либо принять это лекарство перед походом в аптеку. Растут цены даже на самое необходимое, без чего мне, к сожалению, не обойтись. Почему государство ставит меня перед выбором: или умереть от болезни, или умереть с голоду?"

ЛЕКАРСТВА в нашей стране уже стоят больше, чем в иных европейских государствах - скажем, в Португалии, Греции. "АиФ" решил разобраться, почему так происходит?

Мафия "medicamentis"

"ВРАЧ буквально навязала мне это дорогущее лекарство: убеждала, запугивала, - делится Елена Ларина из Самары. - Кстати, в аптеке меня предупредили, что есть отечественный препарат - не хуже и подешевле, но я уже никого не слушала".

- У нас одни и те же лекарства продаются под разными торговыми марками, - комментирует Борис Шпигель, зам. председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. - Одних аспиринов почти полсотни. В России зарегистрировано более 16 тысяч лекарственных средств. Полноценно контролировать качество их производства и распространение невозможно.

Несколько лет назад "АиФ" первым не побоялся сказать вслух, что рынок лекарств в России находится под контролем лекарственной мафии. "Я утверждаю, что в стране действует лекарственная мафия, - заявил академик РАМН Павел Сергеев. - Она регулирует закупки импортных лекарств и тормозит производство отечественных, более дешевых..."

По стране ходят около 30 тысяч фирмачей, которые платят врачам, чтобы те подталкивали пациента к нужному решению. С каждого "правильного" рецепта нищий доктор имеет "откат" - около 10%. Б. Шпигель предлагает продавать лекарства (выписывать их, осуществлять госзакупки) не по торговой марке, а по международному непатентованному наименованию. В основе каждого медикамента лежит определенное вещество, и из него могут делать десятки торговых марок. В частности, обезболивающий препарат "Ибупрофен" продается аж под 21 названием от "Нурофена" до "Болинета". Цены отличаются в разы - см. таблицу.

Фармацевтическое лобби, конечно, возмутилось: это все равно что взять и все прозрачные алкогольные напитки крепостью 40 градусов подвести под одно общее название "Водка". На цену тех же капель от насморка влияет не только содержимое, но и страна-производитель да и сам флакон: с пипеткой дороже, спрей - еще дороже.

И все же, несмотря на аргументы производителей и продавцов медикаментов, факты говорят сами за себя: разнообразных лекарств-клонов на рынке очень много, конкуренция жестокая и в борьбе за кошелек больного все средства хороши. Производители и продавцы пытаются диктовать нужные названия лекарств не только отдельным пациентам, но и государству. Списки и жизненно необходимых, и льготных лекарств составлены в основном по торговым маркам. То есть кто-то заинтересованный заранее позаботился о том, чтобы государство покупало именно его товар.

"Раньше в перечне жизненно необходимых лекарств встречались всякие сюрпризы, - признается Дмитрий Рейхарт, зам. директора Департамента фармацевтической деятельности Минздрава РФ. - Туда попадали препараты, которые производит только один какой-нибудь завод, причем, конечно же, зарубежный, Или, скажем, медикаменты, которые ни в одной стране мира не относятся к жизненно необходимым. Даже Всемирная организация здравоохранения их не рекомендует. Например, экстракт листьев артишока или пальмы ползучей. Как они туда попадали? На этапах согласования: в министерствах, в аппарате правительства". Чиновники клянутся, что в новом перечне таких "сюрпризов" нет, но кто это проверит?

"Я стараюсь выписывать лекарства в зависимости от кошелька больного, - рассказывает врач сельской больницы в Алтайском крае Александр Т. - Но те препараты, особенно импортные, которыми сегодня завалены аптеки, моим пациентам не по карману. А дешевые отечественные днем с огнем не сыщешь, тем более в сельской глубинке".

На самом деле (по статистике) на наших прилавках 73% лекарств - отечественные. А вот доля рынка за нашими - 28%. Как так получается? Очень просто. Цена иностранных препаратов, как правило, раза в четыре выше, поэтому, если считать в деньгах, наше место очень даже скромное.

К сожалению, заменить дорогие заграничные лекарства недорогими российскими становится все труднее и труднее. Доктор из Алтайского края рассказывает, например, что раньше для лечения несахарного диабета применялся отечественный препарат "Адиурекрин". Теперь он снят с производства, и приходится покупать импортный "Минирин", а он чуть ли не в 7 раз дороже.

Гнилье в упаковке

ТЕМ не менее предприятий, производящих лекарства, в России с каждым годом появляется все больше и больше. Бесконтрольно и бессистемно мы наплодили уже более 600 фирм. По свидетельству специалистов Федерального агентства по промышленности, такого количества имеющих лицензию производителей лекарств нет ни в одной стране мира. Уследить за этой оравой просто невозможно.

Большинство из них делает лекарства из зарубежных субстанций. "Контроль за качеством зарубежных субстанций в России, - признает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев, - значительно отстает от тех требований, которые предъявляют к ним развитые страны".

Как правило, субстанции приобретаются не у прямого производителя, а через посредников, большая часть которых зарегистрирована в офшорах. Иногда нам скидывают откровенное гнилье. Сенатор Б. Шпигель провел эксперимент. Купили в обычных аптеках 27 регионов лекарства, проанализировали их в одном из серьезных институтов. Результат - в 17-20% случаев оказалось, что лекарство уже не действует, хотя срок годности еще не истек. В чем дело? В основу препарата была заложена просроченная субстанция. Вроде бы она должна работать 5 лет, но 2 из них ходила по посредникам, так что в последнее время уже не работает.

Нужен закон, запрещающий заводам приобретать субстанцию у кого бы то ни было, кроме ее прямого производителя. Такого закона нет. Еще одна веха борьбы за безопасность лекарств - со следующего года (максимум с 2007-го) все фармпредприятия обязаны перейти на международные стандарты качества. Производители стонут, просят бюджет помочь. Чиновники категоричны: денег не дадим.

Что делать? "Принимать нужные законы", - говорят депутаты. "Усиливать контроль", - убеждены чиновники. Некоторые из них даже считают, что цены на лекарства в будущем году могут снизиться (см. комментарии). В общем, говоря словами великого грузинского поэта Шота Руставели, "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".

Правительство борется языком

В СОСЕДНИХ аптеках цена одного и того же лекарства может отличаться на 20-30%, а то и в разы. В соседних регионах разница может доходить до сотен рублей. А между тем медикаменты - это чуть ли не единственный товар, цены на который государство обещало контролировать.

ВАЛЕНТИНА Матвиенко (в 2001 году отвечала в правительстве за социальный блок) предупреждала: "Прибыль 7 тыс. посредников, присосавшихся к нашему лекарственному рынку, составляет не 10-15%, как на Западе, а 200-300%. А на отдельные виды дефицитных препаратов она доходит от 600 до 1000%. Столько даже торговцы наркотиками не получают!"

Тогда же было принято и постановление правительства о госрегулировании цен на лекарства. Минздравовские чиновники обещали, что на упаковке будут указывать цену производителя. Мол, покупатель увидит, сколько забирают себе посредник и продавец. Но кто это сегодня выполняет? Чтобы посредники не могли вздувать цены до бесконечности, правительство ограничило торговую наценку: в регионах ее размеры устанавливают местные власти. К особым результатам это не привело.

Более того, специалисты говорят, что эти меры только вытесняют дешевые препараты. Они невыгодны. Если лекарство, предположим, стоит 10 рублей и продается с наценкой 25%, то на каждой упаковке можно заработать два с полтиной. А если такая же наценка на препарат стоимостью 100 рублей - прибыль составит уже 25 рублей. Аптекам тоже выживать надо.

За последние годы фирм-посредников стало значительно меньше. Сейчас их уже не 7 тысяч, а около 2 тыс. Но цены все равно растут. И если проследить путь медикамента от завода до прилавка, обязательно обнаружится 2-3, а то и 4-5 посредников. А государство отошло в сторону и только наблюдает. Между тем даже в некоторых самых что ни на есть капиталистических странах цены на лекарства регулируются, и от этого эти государства не становятся менее рыночными.

Рамил ХАБРИЕВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:

- СЕЙЧАС мы работаем со списком лекарств, которые будут отпускаться льготникам в будущем году. Причем, подчеркиваю, список будет не по торговым, а по непатентованным наименованиям. Изучив ситуацию на рынке, мы установим по каждому непатентованному наименованию предельную цену, выше которой государство возмещать затраты на закупки льготных лекарств не будет.

Все производители лекарственных средств, желающие участвовать в программе, подали заявки, где указали, какие цены на свои марки предлагают они. Если их цена будет ниже предельно установленной, мы допустим их до участия в программе.

По нашим прогнозам, цены на льготные лекарства в будущем году снизятся примерно на 20-25%.

Рекламный лохотрон

Сергей КОТОВ, начальник управления контроля за рекламным законодательством Федеральной антимонопольной службы РФ:

- РЕКЛАМА всех, как говорится, уже достала. Утром включаешь радио - и первое, что слышишь: "Вы живы? Странно, а ведь вы еще не кушали нашу пищевую добавку". И зарядили на целый день.

Кто чаще всего попадается на рекламную удочку? Либо пенсионеры, люди в солидном возрасте, либо, как ни странно, те, кто считает каждую копейку. Звонят в эти фирмочки, там кто-то представляется врачом... Причем лекарство часто покупают по цене, в 10 раз превышающей отпускную цену завода. Мы проверяли, в частности, онкологические препараты.

Контроль за этой рекламой должно осуществлять Министерство здравоохранения, но оно не справляется. МВД, ФСБ, в налоговой службе тоже найти эти конторы практически невозможно. Они мигрируют очень быстро. И, кроме того, зачастую не сообщают в рекламе своего адреса, указывают только абонентский ящик.

Мы сейчас подготовили поправки в закон "О рекламе", где подробно рассматриваем контроль за рекламой лекарств. Но когда они будут приняты?

Под покровом Грефа

Юрий ДОЩИЦЫН, зам. начальника управления Федерального агентства по промышленности:

- МЫ опоздали. На российском рынке отечественные препараты составляют меньшинство, и их доля неуклонно сокращается. 10 лет назад благополучно скончалась отечественная промышленность, производившая субстанции для лекарственных средств. Я предупреждал об этом, предлагались меры по поддержке. Но все бросились в Китай и Индию - там дешево, можно быстро "деньгу зашибать". "Зашибли" - и что теперь имеем?

Производства собственных субстанций в России в ближайшее время не будет. А через 5-7 лет - вот мой прогноз - все лекарства в льготном списке будут импортными. В Китае принята госпрограмма, они усиленно занимаются уже не субстанциями, а производством готовых форм. Скоро в России по баснословно малым ценам появится неслыханное количество тех самых таблеток, которые сегодня выпускает наша промышленность. Отечественные предприятия не выдержат конкуренции и закроются, как это уже было. После этого цены взлетят.

Российское производство не отвечает требованиям международных стандартов, предприятия выпускают устаревшую советскую номенклатуру, прибыли минимальные. Естественно, в новые разработки никто не вкладывает. В бюджете профицит, а на поддержку медицинской промышленности выделен ноль! Товарищ Греф все заблокировал.

Между тем фармацевтика - одна из доходнейших отраслей бизнеса. Рентабельность доходит до 300%, никакому машиностроению такое и не снилось. Это конкурентоспособная отрасль.

Рожать за "откат"

ОТНОШЕНИЕ нашей родной медицины к беременности и родам просто возмутительно! Врачи часто по совместительству работают агентами по распространению дорогостоящих лекарств. Так что ждать объективности от такого врача не приходится. О здоровье будущей мамы и ребенка речи нет. Цель одна - затерроризировать женщину, чтобы, плачущая, испуганная, она была согласна на все ради рождения здорового ребенка. И на покупку супердорогих (по 800 руб.) витаминных комплексов, и на дорогостоящие анализы, и на то, чтобы полежать в патологии дней по 10-14 два-три раза за беременность. Ведь врачи получают зарплату в зависимости от того, сколько коек занято в стационаре. Поэтому они всеми правдами и неправдами пытаются уложить женщину в нищий стационар!

Однажды, выслушав от очередной врачихи "страшилку", что, мол, у меня непременно родится урод из-за того, что я не принимаю каких-то таблеток, я еле сдержалась, чтобы не ответить ей: "Вся эта химия изобретена была каких-то 40-50 лет назад. Как же женщины тысячи лет рожали?"

Я не за то, чтобы всех заставлять рожать по 5 и более детей. Нет! Женщина должна сама решать, как жить и сколько иметь детей. Но и врач не должен мешать, давить, заставлять, судить за решение стать матерью в очередной раз. А у нас врачи превратились из помощников, посредников, свидетелей рождения в чиновников, которые решают - позволить женщине рожать или нет.

Анастасия С е м е н и х и н а, Орловская обл.


От редакции.

Руководителям страны, министрам и депутатам повезло: они - люди молодые и здоровые, лекарствами пользуются нечасто. А если что с ними и случается, так медикаменты достаются бесплатно... Но, может быть, господа, поинтересуетесь, "почем здоровье", у своих родителей? А лучше - у народа, у избирателей.

Сегодня здоровье становится роскошью. Медикаменты недоступны даже работающим гражданам, не говоря уже о ветеранах и пенсионерах. Каждое новое правительство усиленно делает вид, что борется с повышением цен на лекарства и, меняя одного министра здравоохранения на другого, щедро раздает обещания о стабилизации. Люди же остаются заложниками фармацевтических магнатов, прибыли которых, как они же сами и шутят, на 3-м месте после наркобизнеса и торговли оружием.

"АиФ" начинает акцию
"ЧЕСТНЫЕ ЛЕКАРСТВА"

МЫ обещаем сообщать своим читателям названия по-настоящему качественных и дешевых лекарств. А помогать нам в этом будут честные врачи и фармацевты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно