aif.ru counter
30

Поводок для губернаторов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 13/10/2004

ПЕРЕХОД к фактическому назначению глав регионов стал сигналом окончательного прекращения ельцинской вольницы.

РАЗУМЕЕТСЯ, ни о каком противостоянии с Москвой речь давно не идет. В центр исправно перечисляются налоги, меньше стало мухлежа с бюджетными деньгами. Но и своего региональные начальники не упустят. В какого "губера" ни ткнешь пальцем - попадешь в его личный бизнес, закачку денег во всевозможные местные фонды, прокрутку через городские праздники бюджетных средств и финансирование выборов. Словом, оставаясь людьми, наделенными властными полномочиями, о своих гражданах они чересчур не заботились. Кормились местом, пристраивая к кормушкам жен, детей, любовниц, их детей...

Казалось, какое-то время Кремль закрывал глаза на многие вольности местных кадров. Но наступил момент, когда игра в поддавки надоела.

Взять, например, ситуацию с "Единой Россией". В 2003 г. губернаторы поддержали партию, косяком шли в ее ряды в надежде на то, что она будет для них опорой. Но сейчас, как задумано, народ пойдет жаловаться на местных начальников как раз в ячейки "Единой России". Слова "партком" или "обком" вновь будут радовать наш слух.

Не ускользнуло от Кремля и то, что на региональных выборах целый ряд губернаторов незаметно использует свой административный ресурс против партии власти.

Вспомним хотя бы выборы в Тульской области, Алтайском крае... В Москве убеждены, что бесконтрольные местные чиновники явно химичат из желания протащить в местные "верхи" своих людей. Результат - в коридорах власти обсуждается несколько моделей контроля. Они станут своеобразным поводком для губернаторов. Причем не столько для назначенных, сколько для отрабатывающих свой выборный срок. А есть среди них и те, кто открыто бросил вызов Кремлю. Например, такие, как хабаровский Ишаев или якутский Штыров, подписавшие летом письмо против замены льгот деньгами.

Одна из идей - раз в два года проводить в регионе референдум о доверии местным властям. Он будет проверкой работы назначенцев и окажется эффективным способом давления на избранных. В самом деле, может ли руководить регионом человек, который получает черную метку от своих избирателей? Не проще ли досрочно сложить полномочия?

ЕЩЕ одна идея - так называемый "ежемесячный народный зачет". Он заключается в том, что периодически местные отделения "Единой России" совместно с социологами будут проводить в регионах опрос жителей. Тема - работа местных властей. Так что партии власти в работе с губернаторами отводится особая роль.

Где кадры?

КАК будет происходить замена избранных губернаторов на новых? По нашей информации, как только закон вступит в силу, ряд региональных лидеров добровольно заявит о досрочном сложении полномочий. У многих заканчивается 3-й, а то и 4-й срок пребывания у власти. Так что уходить пришлось бы при любом раскладе. А так, проявил лояльность, глядишь - и переназначат. Кстати, некоторые главы регионов в такой ситуации и правда вполне искренне обрадовались новому закону. Другие, уходя досрочно, готовы рискнуть.

На первых порах особо строгих требований к назначенцам предъявлять не станут. За исключением самых "запятнанных" и неугодных, большинство губернаторов будет переназначено. В Кремле исходят из того, что и соответствующих кадров столько сразу не найти и реформа должна происходить плавно, без резких перетрясок. Однако выдавать индульгенцию на весь срок назначенным губернаторам никто не собирается. В течение года кадровый резерв будет сформирован, и тогда отбор в региональные лидеры будет требовательным и жестким.

Правда, все непросто с заменой глав национальных образований. Этот процесс - большая головная боль Кремля. Найти компромиссную фигуру на эту роль очень непросто. Взять, к примеру, Ингушетию. Казалось бы, ее лидер всем требованиям соответствует, а в республике, мягко говоря, не все гладко.

Если в социальном, культурном или религиозном плане в регионе произойдет конфликт, это может напрямую ударить и по авторитету главы государства. Ведь ответственность за работу выдвиженцев ложится на президента.

Идея с назначением, по нашей информации, распространится и на мэров. Это право, по одной версии, отдадут на откуп губернаторам. Хотя чем градоначальник - друг губернатора лучше независимого мэра? Недаром есть поговорка: "Рука руку моет". Так вот, по второй версии, мэров крупных городов будет также назначать Кремль.

Первый залп

СВОЕОБРАЗНОЙ артподготовкой к замене высших чиновников стали попытки прокуратуры привлечь действующих губернаторов к ответу. Закачались Титов, Аяцков, Лисицын, Машковцев. Кто еще пришел из эпохи Ельцина? Готовьтесь! Понятно, что под пристальным вниманием прокуратуры они стали мягче и сговорчивее.

Едва ли возбуждение уголовных дел на упомянутых лиц напрямую исходило из Кремля. Мало ли в стране чиновников, способных уловить настроение вышестоящего руководства, но действовать по собственной инициативе? Не случайно возникает вопрос: отчего дела в отношении Лисицына и Аяцкова так и остались незавершенными? Ответ на этот вопрос каждый может найти сам: то ли с возбуждением дел поторопились, то ли некий подковерный консенсус все-таки был найден. Как ни крути, губернаторы - люди не только уважаемые, но и со связями. Некоторые - даже члены президиума Госсовета.

Можно заметить, что до сих пор лишь немногим региональным лидерам пришлось отвечать своим креслом за разного рода грехи. Теперь список явно пополнится.

Впрочем, губернаторы - люди с понятием. Недвусмысленный намек Москвы уловили четко: если федеральная власть делает предупреждение, ему лучше внять. Правда, где гарантия того, что региональные назначенцы, неподконтрольные избирателям, не повторят печальный путь вороватых предшественников? Как говорится, до Бога - высоко, до царя - далеко.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество