Примерное время чтения: 6 минут
240

"Я бы его не спас, если бы не был слеп"

МЫ ВСЕ знаем, что в России живет много добрых людей. И их все-таки больше, чем злых. Они - рядом с нами: живут по соседству, ходят по улицам, работают и растят детей. Нам хочется, чтобы о хороших людях знала вся страна. Чтобы те добрые дела, которые они совершают, не выставляя их напоказ, могли послужить примером для всех нас. Это нужно для того, чтобы возродить веру в то, что Россия - великая страна, чтобы дать нам надежду, чтобы сделать каждого из нас чуточку лучше.

Поэтому телеканал "Россия" и газета "Аргументы и факты" решили рассказать всем россиянам об этих хороших людях. Мы учредили премию "Гордость России". В феврале в Москве ее получат те, чьи поступки потрясли вас, наших читателей. Чтобы о героях, которые, возможно, живут рядом с вами, узнала вся страна, напишите о них в редакцию "АиФ". Самые удивительные истории мы обязательно поместим на наших страницах. А пока мы ждем от вас писем с рассказами об этих людях (на конверте поставьте пометку "Гордость России") и начинаем публиковать очерки о тех, кем Россия действительно может и должна гордиться.

ПЕРЕД глазами Валерия была сплошная серая пелена, от которой веяло холодом. В тот апрельский день с Жигулевского водохранилища дул северный ветер. Он доносил на берег отчаянные крики.

Темная комната

СЕРАЯ пелена - это все, что он видел. Уже почти двадцать лет прошло с тех пор, как мир для Валерия Сгибнева постепенно стал тускнеть. Теперь его больные глаза различали лишь свет и тьму, неясное движение теней. Сейчас он уже к этому привык. А тогда, когда все только начиналось и ему было лишь 23 года, казалось, что в этой наступающей на него темноте он не найдет дороги. Не сможет прокормить жену Любу и двух подрастающих малышей. С ВАЗа, где он работал, пришлось уйти. Сначала еще была надежда, но она таяла по мере того, как Валерий объезжал всех окрестных врачей. Неизбежность. "С ней можно только смириться", - сказала Люба. И они смирились. Жизнь начиналась как бы с нуля: абсолютно всему - ходить, читать, даже есть - надо было учиться заново, в полумраке. Но этот мрак как будто начал рассеиваться, когда Валерий узнал, что и для него, инвалида I группы, есть дело. Оказалось, что именно слепые становятся самыми лучшими массажистами. Появилась цель, и ради ее достижения Валерий готов был хоть полы мыть. И мыл - когда устроился санитаром в местную больницу.

Выяснилось, что неврит зрительного нерва в семье Сгибневых - болезнь наследственная. Вскоре у родных братьев Валерия стало стремительно ухудшаться зрение. К счастью, к тому времени он уже знал, как помочь им найти выход из темной комнаты, - сам уже выучился на массажиста, кормил семью.

...Мальчишки в тот апрельский день 2001 года на Волгу пришли, чтобы покататься. У берега, конечно. Выбрали по льдине, взяли палки... Как их отнесло так далеко, даже не заметили. Ренат решил перепрыгнуть к Рустаму - вдвоем ведь легче спастись. Но от толчка льдина перевернулась, и оба оказались в воде. Ренат тут же поплыл и вскоре добрался до берега, а Рустам не смог - ударился головой, да и ноги сразу же онемели. С трудом он заполз животом на льдину. Куртка задралась, примерзающую кожу сковал холод, а душу - животный страх.

Среди льдин

КОГДА раздались крики, Валерий как раз готовился окунуться в холодную воду. Мужчин на берегу было много, и почти все - "моржи". Но одно дело - окунуться в прорубь, и другое - проплыть, расталкивая льдины, сто метров и столько же назад. На это никто из них не решался.

"Моржевать" Валерий начал лет семь назад, когда вслед за слепотой навалились другие болячки. Детство он провел в Челябинской области, недалеко от печально известного "Маяка", который вместе с химикатами выбрасывает на всех, кто оказывается рядом, и многочисленные недуги. Потом, как будто нарочно, в армии попал в химические войска. Одним словом, когда, в очередной раз почувствовав странную слабость, сдал анализ крови, оказалось, что надо либо всю жизнь лечиться, либо в омут головой. И Валерий выбрал омут, вернее - прорубь.

- Я сразу почувствовал, что закаливание - это мое, - вспоминает сейчас Сгибнев. - Но первые два года все равно каждый раз себя заставлял. Зато кровь пришла в норму. Летом мне даже снится, что плаваю среди льдов и блаженствую. Правда, холод-то мы, "моржи", чувствуем, как и все люди, - в воде терпишь, а удовольствие потом получаешь. Так что в тот раз, если бы я видел, как далеко парнишка, наверное, не сунулся бы в воду.

Но он не видел. Поэтому, когда приятель Слава Цыганков предложил добраться до мальчишки, Валера согласился. Перед глазами был привычный туман, и ориентировался в нем Валера только по голосу друга и крикам Рустама, уже перешедшим в вой: "Замерзаю, дяденьки!"

Цыганков до мальчишки не доплыл каких-то десять метров - стало сводить ноги, и он повернул назад. А Сгибнев вскоре нащупал льдину. Она была большая - метров пять в длину и полметра толщиной.

- Я ему говорю: "Парень, либо ты мне будешь помогать, либо мы с тобой оба утонем", - вспоминает Валерий. - А он уже без сил совсем. Тогда я стал толкать льдину - мышцы скрутило, так я подбородком в нее уперся. Слава на берегу орет: "Сюда!", а я, помню, подумал: "Господи, неужели конец?" Резких движений делать было нельзя. Но я знал, что берег пологий и что метрах в сорока от него встать смогу, отдышаться. Полсотни метров проплыл и выйти из воды сам не смог, ноги не держали. Ребята меня вытащили - и в сауну. А там такой колотун меня взял, долго не отпускало. Сейчас-то я знаю, что и 15 минут могу в холодной воде продержаться, а тогда думал, что предел - 4 минуты. Ледяная вода - она ведь как яд змеиный: может помочь человеку, а может и погубить.

Рустама на берегу подхватили спасатели, которых вызвал кто-то из прохожих. Парня лечили еще три месяца, столько же Валерию понадобилось, чтобы восстановить чувствительность в пальцах. А ведь именно пальцы - главное орудие труда массажиста.

Мама Рустама, которая на следующий день искала того, кто спас ее 14-летнего сына, Валерия не нашла. О том, что этот человек слепой, и она и мальчик узнали гораздо позже - когда наконец познакомились. Теперь 10 апреля они вместе отмечают день своего второго рождения. А Валера с женой уже обливают холодной водой трехлетнюю внучку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно