Примерное время чтения: 5 минут
72

Две позиции оппозиции

ПОДХОДИТ к концу пятилетка В. Путина - считая с того момента, как из премьера он превратился в и. о. Президента РФ. Время подвести первые итоги. Ключевой вопрос: какую политическую модель удалось построить в России? Разумеется, с тем, кому досталась "руководящая и направляющая" роль, все ясно. А как обстоят дела с необходимым противовесом - с оппозицией?

ЗДЕСЬ кремлевские политтехнологи явно мечутся. То хотели Г. Зюганова цивилизовать, счистить с него "красную кожуру", подразумевая, что внутри он "бело-розовый". То нашли ему альтернативу в лице "народного миллионера" Г. Семигина. То откололи от КПРФ умеренно левых во главе с В. Тихоновым.

Но на роль серьезного противовеса власти подобные "плоды политселекции" явно не годятся. Каким же "фруктам" эта роль оказалась по силам? На этот вопрос не так давно ответил замглавы администрации В. Сурков. Оппозицией, которая уже набила оскомину обитателям высоких кабинетов, он назвал "лимоны и яблоки". Имелись в виду национал-большевики Э. Лимонова и социал-либералы Г. Явлинского.

Сегодня они располагаются, скорее, на задворках политики. Устраивают дерзкие выходки с обливанием чиновников майонезом и пусканием бумажных самолетиков за забор Генпрокуратуры. Но в глазах Запада это и есть реальная, а не выведенная в кремлевских лабораториях оппозиция. А значит, как ни парадоксально, она удобна Кремлю - как доказательство его "демтерпимости".

Мы решили посмотреть, в каких условиях закаляются партийные кадры, где выжимается тот самый "яблочно-лимонный сок", который в народе того и гляди назовут "коктейлем Суркова".

От подвала до чердака

ШТАБ НБП обосновался в подвале типовой московской девятиэтажки. Сюда "лимоновцы" недавно переехали из своего знаменитого "бункера" (см. фото), откуда их выдворили "за неуплату".

Черную стальную дверь отворяет приветливый юноша в костюме с иголочки и модном галстуке. Оказалось - дежурный по штабу. Над его столом висят железная каска и номер телефона - куда звонить, если в штаб нагрянет милиция. Впрочем, ни "угрюмых молодчиков с горящим революционным взором", ни хотя бы склада помидоров с яйцами тут не заметно. Компьютеры, за которыми сосредоточенно трудятся несколько активистов, соседствуют с митинговыми "матюгальниками" и свернутыми партийными знаменами. Член ЦК партии Владимир Абель, интеллигентного вида человек средних лет, с пачкой "Мальборо" в руках проводит корреспондента "АиФ" по комнатам.

- Здесь у нас зал для собраний. Здесь - кухня, туалет. Здесь - комната отдыха. Ремонтировали сами, вынесли горы мусора. Правда, нас снова пытались выселить. Приходили комиссии с милицией. Но мы стоим прочно. У нас хорошие юристы.

В комнате отдыха - двухъярусные нары с несвежими матрасами, гитара, старенькое кресло, обогреватель. К нарам "лимоновцам" не привыкать - семеро их товарищей сейчас находятся под следствием по делу о захвате здания Минздрава. А всего в тюрьмах перебывало уже шесть десятков членов НБП.

Товарищ Абель убежден, что самим фактом интервью В. Суркова "власть признала НБП в качестве оппозиции". Теперь на вчерашних маргиналов с уважением поглядывают и либералы, и коммунисты. В общем, к своему

V съезду, который намечен на конец ноября, НБП подходит с оптимизмом. И даже собирается вновь подать заявку на регистрацию в качестве общероссийской партии. Хотя решение Госдумы увеличить "партминимум" до 50 тыс. членов может этому помешать. "Лимоновцев" набирается по стране только 15 тысяч.

Членов партии Г. Явлинского побольше - тысяч под 80. И главный штаб у них - отнюдь не в душном подвале. Симпатичный четырехэтажный особнячок в центре Москвы "Яблоко" арендовало аж на 49 лет.

Экскурсию по штабу корреспонденту "АиФ" устроил лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин, энергичный юноша со стильной бородкой. Он показывает просторные апартаменты Г. Явлинского и других партбоссов, с суровыми секретаршами в приемных. На чердаке, прямо под покатой металлической крышей - конференц-зал. Все "чинно-блинно" - длинный стол, огромный ксерокс, деревянная урна для голосования.

- Тут проходят заседания, семинары. Отмечаем дни рождения. Вся партийная жизнь, в общем, проходит здесь, - комментирует И. Яшин.

Пищеблока у "явлинцев" нет. Харчи покупают кто в палатках у метро, кто в ближайшем "Макдоналдсе". Зато стены офиса украшают яблоки всевозможного вида - нарисованные. В кабинете "младояблочников" бросаются в глаза бюстик Путина с пририсованными усами, фото Высоцкого, а также портреты Че Гевары ("Это же конкистадор свободы. Я бы сказал - секс-символ эпохи", - объясняет Яшин) и М. Ходорковского ("Очень он нравится нашему секретарю как мужчина!").

При всех различиях "яблочников" с "лимоновцами" объединил "протест против самодержавия", говорят они. А слова кремлевского идеолога про "пятую колонну" их лишь раззадорили.

"Нас бьют - мы крепчаем"

- ЧТО власть может против нас сделать? - рассуждает тов. Абель из НБП. - Посадить еще 300 активистов? Ну, сидел Лимонов два года - партия только росла и укреплялась.

- Конечно, власть может заняться физическим подавлением несогласных, - вторит ему г-н Яшин. - Но чем больше закручивают гайки, тем радикальнее станет оппозиция.

Конечно, трудно представить, что когда-нибудь НБП или "Яблоко" превратятся в мощную системную силу. И в России будет "как в европах", где партия власти и оппозиция регулярно и без риска гражданской войны меняются местами. Такую систему обществу еще предстоит построить. А пока, видимо, придется терпеть ту оппозицию, что есть. Даже если "яблочно-лимонный сок" и вызывает у власть имущих аллергию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно