aif.ru counter
38

Почему нашему яблоку негде упасть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 15/09/2004

РАССЛАБИВШИСЬ под южным солнцем, я первым делом поспешил отведать сочных кубанских персиков. "Благо здесь они должны быть дешевле, чем в Москве", - рассуждал я. Не тут-то было: "Местных нет, - сказали в магазине. - Берите испанские - 71 рубль за кило". "Тогда дайте груши", - говорю я. "Груши итальянские" - "Хоть яблоки свои есть?" - "Нет. Голландские!" Ну уж если в сердце российской житницы такие дела творятся, что говорить о столице и других крупных городах, где, оказывается, до 80% фруктов и овощей заграничные! Почему отечественный производитель не может пробиться со своим урожаем на полки магазинов? Собственно, искать ответ я и приехал в Краснодарский край.

В СОВХОЗЕ "Ордынский" некогда цвели пышные сады, зрели сочная алыча, яблоки, груши. Теперь территория поросла дичком. "Сад погибает, потому что денег нет - урожай продать не можем, - вздыхает зам. директора Татьяна Кода. - Консервный завод готов брать яблоки по 2 рубля за кило. Да дешевле их на деревьях оставить!"

Раньше голова о том, куда девать урожай, ни у директора, ни у его зама не болела. Вырастили - отвезли в заготконтору и тут же получили денежки. Сегодня заготконтора сама дышит на ладан. Под потолком назойливо жужжат мухи. "Чем мы можем помочь? Покупателя найти очень трудно, - зам. директора заготконторы Славянска-на-Кубани Ольга Нериз тоже вздыхает. - Несколько лет мы сотрудничали с супермаркетом подмосковного города Королев, за сезон по 20 "КамАЗов" груш и яблок отправляли. Но год назад магазин был приобретен фирмой, торгующей импортными фруктами, и с нами тут же разорвали отношения".

"А может, вам самим отвезти яблоки на рынок?" - предложил я замдиректора совхоза. "А бензин на что покупать? - говорит Татьяна Кода. - У нас долг 100 миллионов рублей. И вы думаете, нас там ждут?!"

Например, в Москву выгодно везти фрукты только на ярмарки, которые организуют власти. Тогда дают стоянку для машины, гостиницу для продавцов. На ярмарках совхозники получают по 20-30 тыс. руб. прибыли с машины, продавая груши и яблоки по 15-20 руб. Расходятся влет. А когда сами привозят, то больше 2 тыс. руб. с машины не получается. Арифметика простая: 500 руб. - въезд на рынок, около 3 тыс. руб. - плата за день торговли, плюс различные поборы по 100-200 руб. Хозяева рынка делают все, чтобы урожай им отдали оптом по бросовой цене.

Персик для президента

ПРОДАТЬ урожай за пределы родного края, а тем более в столицу, тяжело даже очень крупным и богатым хозяйствам. В кубанском комплексе "Сад-Гигант" - 2100 гектар яблонь, груш, персиковых и нектариновых деревьев. Ряды яблонь уходят за горизонт. "Наши яблоки с персиками на стол Путину подавали, когда он в Сочи приезжал, - нежно поглаживая деревце, говорит директор Александр Кладь. - Говорят, он их очень хвалил. Мы пытаемся продавать нашу продукцию в крупные российские города, отправляем по 5 тысяч тонн фруктов в год. А могли бы 10. Но там работать можно только через плодоовощные базы, а те такие условия выставляют, что за голову хватаешься".

Российский рынок поставок в супермаркеты контролируют в основном четыре компании: JFC, Sunway, "Сорус" и "Глобус". Они занимаются импортом фруктов и овощей. Им же принадлежит и часть фруктовых баз.

"Условия такие: урожай сдавай, а деньги получишь только после реализации, через 45 дней, - объясняет Кладь. - Не согласен - гуляй: они купят у иностранцев. Те готовы деньги ждать хоть два месяца. Заграничные фермеры объединены в крупные сельхозкооперативы, у них есть банковские гарантии, а у нас каждый сам за себя. Кстати, это Запад приучил наши базы брать фрукты в рассрочку".

"Весь цивилизованный мир так работает! - возмущается коммерческий директор JFC Олег Сипченко. - Но не это главное. Магазин теперь требует красоту. Чтобы все было чистенькое, упакованное: яблоки в ячейках, персики в обертке. А нам из совхозов яблоки в железных ящиках иногда привозят. Понятно, что часть после этого сгниет. Кому я такое продам?"

"Восковые" фрукты

ХОЗЯЙСТВО "Сад-Гигант" это понимает и уже купило заграничную технику, которая фрукты моет, щеточкой чистит, упаковывает. Разве что воском не покрывает, чтобы хранились дольше, - такой аппарат оказался совхозникам не по карману.

Однако это московских скупщиков все равно не устраивает: объемы не те. По сведениям Фруктово-овощного альянса, стандартная партия - корабль фруктов - стоит 1,5 млн. долларов. И такой приходит каждую неделю. Средний совхоз может отгрузить максимум на полмиллиона долларов за сезон.

Вот и ест россиянин заморские яблоки по 70 руб. за кило. Там, где эти яблоки выращивают, килограмм стоит в пересчете 25-35 руб. плюс пошлины, импортер накручивает свои 15 и еще столько же набавляет магазин. А российские (если удастся отыскать их в магазине) можно купить вдвое дешевле - 36 рублей за кило (совхоз отпускает их и вовсе по 12).

Директора хозяйств убеждены, что должно помочь государство - возродить государственные базы, которые бы принимали фрукты по твердым ценам. Или хотя бы чаще устраивать городские ярмарки. Но, судя по всему, слишком много заинтересованных лиц, для которых импорт фруктов и овощей стал очень сладким бизнесом. И пока они будут класть в карман миллионы, россиянам придется довольствоваться "восковыми" продуктами.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество