Примерное время чтения: 5 минут
113

Дорожные деньги застряли в пробке

МЕСЯЦ назад мой друг Александр Жигаренко твердо решил начать борьбу с коррупцией с себя. "Больше ни рубля на лапу гаишнику, все штрафы только через Сбербанк", - постановил он. Ездит Санек не слишком аккуратно, и подходящий случай проявить твердость характера - соточка за превышение скорости - не заставил себя ждать. Только в Сбербанке он обнаружил, что соточку надлежит платить не государству, а в какой-то фонд "Правопорядок".

АВТОМОБИЛЬ, конечно, не роскошь, но денег требует нешуточных. Автогражданка - раз, транспортный налог - два, техосмотр - три, а еще экзамены в автошколах, регистрация, штрафы, не говоря уже о ценах на бензин. По самым скромным подсчетам, набегает под тысячи долларов в год, и это для наших авто... Причем власти никак не могут "наесться". Открывают платные парковки, чуть было не ввели налог на шипованную резину, задумали платные дороги. Все это проводится под прекрасный лозунг: "Мы сделаем вашу жизнь лучше". Только для кого она, эта лучшая жизнь?

Обдираловка

С АВТОГРАЖДАНКОЙ все понятно. "АиФ" уже писал о том (см. N 38), что страховщики выплачивают по авариям в десятки раз меньше, чем собирают. Деньги, не израсходованные в течение года, уходят в специальный резервный фонд, к которому простым смертным доступа нет. "Средства резервного фонда Российский союз автостраховщиков может инвестировать в другие сферы бизнеса или вкладывать в банки, чтобы увеличить капитал. Со снижением тарифов это никак не связано", - говорит представитель финансового департамента РСА Андрей Буравцев.

Транспортный налог, половина акцизов на бензин и часть налога на землю должны тратиться на строительство и ремонт дорог. Вот, казалось бы, выход - будет не так обидно отдавать свои деньги на благое дело.

Несколько лет назад существовал Федеральный дорожный фонд. Деньги там вращались немалые - в 3,5 раза больше, чем выделялось, скажем, на здравоохранение, и в 1,5 раза больше, чем тратили на образование. В 2000 г. фонд проверила Счетная палата, посчитала, сколько ушло "налево", и его прикрыли.

Деньги стали собирать просто в бюджеты регионов. "АиФ" решил поинтересоваться, на много ли их хватает. Построить километр дороги стоит 25 млн. руб., отремонтировать - 10 млн. В 2004 г., например, пермский бюджет собрал со своих автомобилистов 3 с лишним миллиарда. Однако дорога от Перми до Екатеринбурга остается одной из худших в России. "В области строят новый мост", - объяснил представитель дорожного фонда области П. Чумуков.

В Курской области - история еще интереснее. Местные налоговики рассказали "АиФ", что в прошлом году собрали транспортного налога, акцизов и налога на землю на 851 млн. руб. А вот в областном комитете строительства и эксплуатации автодорог дали совсем другие цифры - на 40 с лишним миллионов меньше. Куда пропали миллионы? Пустили их на какие-то иные, неавтомобильные нужды?

Правопорядок в кавычках

ШТРАФЫ и плата за техосмотр, по идее, должны пополнять федеральный бюджет. А это зарплата учителей, врачей... Среди них тоже есть автомобилисты.

Но, во-первых, до 90% всех нарушений оплачиваются "на месте". А во-вторых, добрая половина тех средств, что порядочные автомобилисты платят-таки через Сбербанк, тоже остается в распоряжении ГИБДД: поступает в "фонд развития материально-технической базы". Фонды "Правопорядок" существуют едва ли не во всех российских регионах. Через них милиционеры получают примерно столько же денег, сколько им дает бюджет.

Но Счетная палата обнаружила, что вырученные от всей этой предпринимательской активности деньги направлялись не на ремонт дорог, не на закупку патрульных авто или оружия, а тратились совсем не по назначению.

Вот в Оренбургской области около 2,5 млн. руб. пошло на строительство жилого дома. Та же картина в Свердловской области. Подмосковные власти, правда, купили на "штрафные" деньги некие машины, но 15 из них в рядах ГИБДД найти так и не удалось. В Новосибирской области на средства фонда отремонтировали милицейские офисы и заказали для автомобилей особые знаки - с латинскими буквами.

Транспортные налоги в том или ином виде существуют во всех странах. Например, в Финляндии платят налог при регистрации автомобиля - всего 15 евро. Еще 50 евро - за получение водительских прав. Плюс около 116 евро в виде ежегодного транспортного налога и платы за "безопасность движения". В Гонконге налог на автомобиль с объемом двигателя до 1,5 л составляет 150 долл. в год. Автомобильные платежи во всех этих странах идут непосредственно на поддержание нормального состояния автомагистралей. А мы-то за что платим?

"Вопрос не ко мне", - заявил начальник управления инспекторского надзора Минтранса Владимир Топыричев. "Конечно, можно найти много нарушений. Но в любом случае сейчас нам нормальными дороги не сделать. Бюджет не в состоянии удовлетворить потребности дорожного хозяйства", - говорит руководитель департамента исполнения дорожного бюджета "Росавтодора" Надежда Катилевич.

Короче, дайте больше денег - вот и весь ответ. Но деньги на дороги с нас и так собирают по нескольким статьям, а трассы почему-то лучше не становятся.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно