65

Россия без водки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 28/07/2004

НА ПРОШЛОЙ неделе Счетная палата направила в Госдуму предложения изменить закон о производстве и обороте алкоголя. Государство давно мечтает о монополии на столь прибыльном рынке. По данным проверки, пока мимо казны уплывают миллионы...

ЧТО государство имеет сегодня? Во-первых, налоги (см. таблицу). С одной бутылки за 60 руб. государство берет около 30 руб. налогов.

Во-вторых, из более чем 450 ликероводочных заводов в России в 137 государство владеет контрольными пакетами акций. Осуществляет управление государство через ФГУП "Росспиртпром" - его люди возглавляют советы директоров, определяют политику предприятий и т. д. "Росспиртпром" полностью подчинен Минсельхозу: без согласия министерства нельзя, к примеру, поменять директора завода.

Еще одна собственность государства - федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт", тоже подчиненное Минсельхозу. В 2001 году оно получило 17 популярных товарных марок водки, таких как "Столичная", "Московская", "Перцовка", "Столовая" и т. д. Цена вопроса была на тот момент 680 млн. долл. в год. Именно столько государство собиралось выручить от продажи товарных знаков.

Теперь, чтобы производить водку с такими названиями, водочные заводы должны платить сбор за их использование. Всего "Союз-плодоимпорт" дал право производить водку с такими товарными знаками уже 30 ликероводочным заводам.

Семь нянек

"СЕГОДНЯ к водке, - говорит Николай Поляков, начальник инспекции Счетной палаты, - имеют отношение и Минсельхоз, и Министерство по налогам и сборам, и Мин-экономразвития, и Минфин. Итог: никто ни за что не отвечает, деньги идут мимо казны. Например, продавать продукцию производитель обязан через некую структуру - акцизный склад. Периодически акцизный склад перечисляет в бюджет акцизы. Но уходить от налогов наши люди умеют. Поэтому склады возникают и исчезают в пространстве с быстротой джинна из бутылки. В прошлом году в столице закрылся каждый четвертый. Прогнали "левак" - и исчезли".

От собственности государству толку мало. "Росспиртпром" уверяет, что ему достались в основном убыточные предприятия с общим долгом более чем в 1,2 млрд. руб. Но помимо убыточных казенных предприятий у "Росспиртпрома" есть акционерные общества, и достаточно прибыльные. С их прибыли в бюджет должны идти дивиденды. После только что закончившейся проверки Счетной палатой "Росспиртпром" заставили вернуть в бюджет 47 млн. руб. Но это, как говорится, по факту. А в будущем? Каждый раз устраивать проверку?

Или взять управляемый "Росспиртпромом" завод "Кристалл", где государство имеет 51% акций, - самое крупное и известное предприятие в России. В октябре прошлого года государство недоглядело, как "Кристалл" продал раскрученный товарный знак "Гжелка" предприятию ЗАО "Барейто". Продал за 131 млн. руб., тогда как эксперты утверждают, что стоит торговая марка не менее 300 млн. долл. Надоело "Кристаллу" производить "Гжелку"? Завод по-прежнему ее выпускает. Только теперь он платит за использование этого названия около 100 млн. руб. в год. Где были государственные управленцы из "Росспиртпрома", входящие в совет директоров "Кристалла"? Почему они не остановили сделку? Ответ простой: учредители этого ЗАО "Барейто" - команда бывших управленцев "Росспиртпрома".

Казенное предприятие "Союзплодоимпорт", которое отобрало водочные марки и собиралось выручить миллионы долларов, пока зарабатывает тысячи - всего 833 тыс. долл. Заводы, желающие делать такую водку, платят "Союзплодоимпорту" так называемое роялти: к примеру, за бренд "Столичной" в среднем 2 руб. за литр. "В бутылке пол-литра, значит, с одной бутылки предприниматель платит 1 руб., - говорит Александр Еременко, управляющий партнер "Brand Lab", компании, занимающейся изучением брендов. - В цене водки это чуть больше 2%. А мировая практика - не менее 5%". Даже те копейки, которые "Союз-плодоимпорт" заработал, он в бюджет не отдал, а потратил на "собственные нужды".

Акциз кормит?

НА ВОДКЕ зарабатывают все, кроме государства. Возьмем главный водочный налог - акциз. Чтобы нанести марку, каждый производитель водки должен купить специальный автомат. Производители автоматов на этом зарабатывают 600 млн. руб. в год. Еще нужны аппараты для нанесения марок штрихкода. Это еще 420 млн. руб. И типографии, печатающие марки, получают 7 млрд. руб. в год.

Рвут на себе волосы чиновники, выход ищут. Но пути решения проблемы ведомства придумывают все больше запутанные. Предлагают ввести новые учреждения, которые будут водочный рынок контролировать. Изобретают новые налоги и новый порядок их уплаты. Бутылка водки и так сегодня разукрашена, как елка на Рождество, а толку чуть.

Пока все деньги будут "прокачиваться" через акционерные общества, организованные при госструктурах, будет существовать почва для злоупотреблений. И каждый вновь пришедший чиновник будет стараться для себя. К сожалению, пока интересы госслужащих и государства - две разные вещи.

Мария КАКТУРСКАЯ

Если не видно разницы, за что платить?

В СВОЕ время великий химик Менделеев изобрел оптимальную и единую формулу водки. Сегодня на полках магазинов стоят сотни бутылок. А в чем разница? "АиФ" предложил прохожим на улице сравнить, чем отличается одна водка от другой кроме цены.

МЫ НАУГАД закупили 6 образцов. Самыми дешевыми были "Славянское застолье" из Кабардино-Балкарии (57 руб.) и "Урожай" из Рязанской области (68 руб. 80 коп.), а также подмосковная "Столичная" за 99 целковых. Все произведены из спирта "Экстра" с добавлением сахара. Более дорогие водки были сделаны из спирта "Люкс" - высшей степени очистки. Дегустаторам предложили "Парламент" из подмосковной Балашихи, "Московскую. Кристалл", разлитую в Краснодарском крае. Цена - 174 руб. 30 коп. и 178 руб. 90 коп. Самой дорогой была водка "Русский стандарт" за 250 рублей из С.-Петербурга.

Водку разлили в пронумерованные пластиковые стаканчики.

- Хорошая водка, - пригубил Александр Викторович, солидный мужчина в хорошем костюме. - Такую лет 20 назад последний раз пил. "Посольская" называлась.

В стаканчике плескался "Урожай" за 68 руб., однако никто этого не знал.

- Вот эта по запаху - чистый ацетон, - оценил второй образец ("Столичная") один из дегустаторов. "Да нет, ничего, - не согласился другой. - Только сладковатая".

- Номер 3 ничем не пахнет. Если спиртом не пахнет, значит, самая лучшая, - охарактеризовал "Парламент" Сергей, объявивший себя сотрудником кафедры истории одного из московских университетов. "Надо еще попробовать, почему не пахнет. Кто его знает?!" - опасливо возразил Александр Викторович. Попробовали. "Пищевод жжет", - фыркнул Сергей.

"Московская" родом с солнечного юга народу тоже не понравилась: "Гадость какая-то. "Андроповку" по 4 руб. 70 коп. напоминает". Зато "Славянское застолье" из Кабардино-Балкарии за 57 рублей испытание выдержало достойно: признали, что мягкая, напоминает старую кристалловскую "Столичную". Хорошо, цену не видели!

Мы, естественно, ставили на ценового лидера. Однако после принятия "Русского стандарта" мнения разошлись. "Слабоватая!" - не моргнув глазом, выдохнул Анатолий. "Вполне соответствует вкусу водки", - резюмировал Сергей.

К тому моменту, когда пришло время выставлять оценки, дегустаторы вошли во вкус. "Что-то я не распробовал, придется еще раз пить", - заявили они. Повторный подход ясности не прибавил. "Вообще, мне кажется, водка хуже стала. А может, жизнь такой привкус дает", - подытожил распитие солидный мужчина преклонного возраста, представившийся как "пенсионер".

В принципе однозначно негативные оценки заслужили только "Столичная" и "Парламент". Водка за полтинник понравилась народу примерно так же, как за 200 руб.

"По цене о качестве судить нельзя. Водки отличаются друг от друга степенью очистки спирта, - рассказывает "АиФ" завлабораторией Московской государственной технологической академии В. Аксенов. - Но технология производства спирта "Экстра" и "Люкс" почти одна и та же. А добавки, на которые часто "клюет" покупатель, могут даже ухудшить напиток - придать нетрадиционный вкус. Что же касается продуктов класса "Премиум", до половины цены такой водки составляют затраты на рекламу и стоимость упаковки. Так что не ждите от содержимого чего-то экстраординарного".

Мы направили водку на экспертизу, предложив протестировать ее специалистам. Об этом - в ближайших номерах.

Максим ЧИЖОВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы