Примерное время чтения: 5 минут
113

Абхазия: ни мира, ни войны

ПОКА в Тбилиси изобретают "кнуты и пряники", чтобы вернуть Абхазию, в Сухуми не теряют надежды примкнуть к России. К примеру, вице-президент непризнанной республики В. Аршба во время визита Д. Рогозина предложил вернуться к полному протекторату Москвы над Абхазией, как это было в 1810 г.

Дешевый загар

ГАГРА и Сухуми (в Абхазии говорят "Сухум") сегодня выглядят так, будто бои закончились накануне. Войну продолжительностью 413 дней здесь называют "наша Великая Отечественная". В 1992-1993 гг. абхазцев погибло в 3 раза больше, чем во Второй мировой. За 12 лет разбомбленные города не восстановили. В Гагре только-только начинают появляться свежеоштукатуренные особнячки среди мертвых санаторных корпусов. Тем более странно выглядят редкие уцелевшие санатории. Они заполнены российскими курортниками. "Опасно? Погода на всем побережье одинаковая, а отдых здесь в 2 раза дешевле, чем в Сочи", - удивляется моему вопросу ростовчанка Татьяна.

В Сухуми к 10-й годовщине победы отстроили роддом. Тут и там руины многоэтажек на фоне роскошных пальм и прочей буйной зелени. Поразительно, что люди приспособились жить в этих полуразрушенных, обшарпанных строениях: полдома просвечивает насквозь через выбитые окна, а на сохранившихся балконах - цветочки, белье сушится. Хотя что тут удивительного? У них нет выбора. Нет денег на восстановление. Абхазия до сих пор находится в экономической блокаде. Выживают за счет тех же курортников, экспорта вина, мандаринов и прочей сельхозпродукции. Урожай вывозят через пограничный пункт на реке Псоу. Сотни людей часами ждут своей очереди на рейсовый автобус. Десятки машин - в ожидании досмотра. Кроме НДС за товар приходится платить "таможенный оброк".

На сцене Русского драмтеатра, где российские парламентарии от фракции "Родина" встречались с местными жителями, висит плакат: "Вместе с Россией!" "Обязательно напишите, что мы хотим быть с Россией. Что, кроме российских паспортов и рублей, у нас нет никаких других документов и денег", - хватает меня за руку стоящая рядом женщина. У Мадины, потерявшей на войне двоих сыновей, на глазах слезы. Обещанную российскую пенсию не может получить из-за абхазских печатей в трудовой книжке. На местную пенсию - 150 руб. в месяц - не протянешь. Интересно, что взамен старых советских паспортов "абхазским россиянам" выдают не общегражданские российские, а заграничные. По итогам визита Д. Рогозин собирается, во-первых, привлечь группу специалистов по международному праву, чтобы выработать документ и алгоритм действий для признания статуса Абхазии. Во-вторых, обратиться к российскому руководству, с тем чтобы упростить процедуру прохождения через пост на р. Псоу. В-третьих, решить в МВД вопрос об общегражданских паспортах с пропиской для всех российских граждан, проживающих на абхазской территории.

Арсенал на дому

ПОКА на побережье Абхазии встречают запоздалое курортное лето, в горных районах, граничащих с Грузией, не исключают появления диверсантов, а также провокаций против российских миротворцев. "Добровольно мы никогда не станем частью Грузии. Если введут войска, будем сражаться до последнего. У нас другой родины нет, уходить некуда", - горячится 22-летний Анзор. Эту мысль в той или иной форме повторяют все: независимо от пола, возраста и социального статуса. "Мы готовы защищаться, - подтвердил "АиФ" вице-президент Валерий Аршба. - У нас небольшая, но боеспособная армия, флот. Мы рассчитываем собрать до 15 тыс. резервистов. Оружие в соответствии с нашим законом хранится у них дома. Нас готовы поддержать добровольцы из Адыгеи, Карачаево-Черкесии. На территории Абхазии дислоцируется Особый отдел кубанского казачества".

Очевидно, что главным "стабилизатором" в регионе остаются российские миротворцы. С этого года у наших "голубых касок" - бессрочный мандат (раньше он утверждался каждые полгода). Как пояснил командующий миротворческими силами в зоне грузино-абхазского конфликта генерал-лейтенант Александр Евсеев, "теперь грузинская сторона имеет право собрать необходимые документы на пересмотр или прекращение мандата, но принимать решение будет совет глав государств СНГ".

Несмотря на боевой настрой, в скорую войну мало кто верит. Рассматриваются два сценария. Первый (в числе сторонников которого называют не только западных консультантов Грузии, но и Б. Березовского) - грузинские власти попытаются провезти на территорию Абхазии партию беженцев и спровоцировать беспорядки, которые станут оправданием для применения силы.

Второй путь - саморазрушение. Холодное лето урежет курортные сборы и урожай. Экономические сложности спровоцируют народное недовольство. Все это - на фоне предвыборной кампании. Действующий президент В. Ардзинба, которого давно и безуспешно лечат за пределами республики, баллотироваться не может. В отсутствие харизматичного лидера между кандидатами начнутся разборки. Сплоченность населения (чем Абхазия отличается от Аджарии) будет подорвана. Дальнейший ход событий предсказуем.

Официальная Москва готова поддержать непризнанную республику, но скорее - морально. Отдельные регионы поддерживают экономически, скупая недвижимость, как это делают губернатор Краснодарского края Александр Ткачев или мэр Москвы Юрий Лужков. Юридически же признать Абхазию - значит создать опасный пример для Чечни. Кто возьмет на себя такую смелость?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно