Примерное время чтения: 3 минуты
82

Губернаторы между народом и бизнесом

До конца 2004 г. еще в 11 регионах должны пройти губернаторские выборы. Для России, с ее 89 субъектами Федерации, этот процесс становится бесконечным и, по мнению ряда политиков, бесполезным.

В ТО ВРЕМЯ, когда с саратовского губернатора Д. Аяцкова была взята подписка о невыезде в связи с заведенным на него уголовным делом, генпрокурор В. Устинов раскритиковал в Хабаровске руководителей правоохранительных структур Дальневосточного Федерального округа. Например, за медлительность в возбуждении уголовного дела против камчатского губернатора М. Машковцева. По версии прокуратуры, он не по назначению потратил средства, выделенные на закупку топлива для региона.

На память приходят и другие уголовные дела в отношении бывших и нынешних региональных лидеров за растрату госсредств и превышение должностных полномочий - В. Платова в Твери, В. Бутова в Ненецком АО, А. Михайлова в Курске.

С начала 90-х, когда Б. Ельцин дал регионам свободы столько, сколько те сумели "проглотить", в стране сложилась каста высокопоставленных местных чиновников. Многие из них правят в вотчинах 2-3 срока подряд. Неспешно и основательно обрастают челядью, особняками, связями в бизнесе. Через близких людей скупают акции промышленных сырьевых предприятий. А став местными олигархами, рвутся "порулить" регионом и дальше. Но уже не "за идею", а чтобы обеспечить комфортные условия для своего бизнеса.

Ряд местных правителей половину дней в году проводят не в регионе, "краше которого нет", а во Франции, Англии, Швейцарии. В худшем случае живут в собственном особняке под Москвой, руководя областью по телефону. Есть и такой губернатор одной среднерусской области, который, будучи законченным алкоголиком, видит проблемы избирателей сквозь бутылку водки. За него правит неизвестно кто.

"Отмазка" для таких начальников - умение выбивать из центра деньги и налоговые послабления для затыкания дыр в местных бюджетах. Но куда идут эти деньги, если подведомственные им края и области так и остаются слабыми и дотационными? Неслучайно засидевшиеся губернаторы все чаще с треском проваливаются на выборах. Не спасают ни административный ресурс, ни крутые политтехнологи. Будто бы и слава богу! Но в топке предвыборных кампаний сгорают сотни миллионов рублей бюджетных средств, и мы все глубже погружаемся в сомнения: а зачем такая власть?

Понимая это, наверху поневоле задумались: а не вернуться ли к назначению руководителей субъектов Федерации из Москвы? В случае неудач их можно отстранить президентским указом. Но насколько эффективным окажется такой механизм построения вертикали управления страной? Как показывает практика, даже в армии, где действует принцип единоначалия, не все идет гладко.

Да и выпущенного однажды джинна - всенародные выборы - непросто загнать обратно. Как поведут себя республики и области, где власть уважаема и эффективна?

Первая четырехлетка Путина началась с укрепления власти центра в регионах и создания 7 федеральных округов. Будет логично, если после инаугурации переизбранный президент "продолжит процесс". Известно же, что в ряде субъектов Федерации, доведенных до нищеты, жители совсем не против перейти под прямое федеральное правление.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно