aif.ru counter
53

РасТроение органов

В новый срок президент В. Путин вступил с новым правительством. И не просто с новыми лицами - кардинально обновлена сама структура кабинета. В нем стало меньше министерств, зато добавилось служб и агентств. Первые призваны вырабатывать государственную политику в конкретных отраслях, вторые - проводить ее в жизнь и контролировать результаты, третьи - оказывать государственные услуги...

В НОВЫЙ срок президент В. Путин вступил с новым правительством. И не просто с новыми лицами - кардинально обновлена сама структура кабинета. В нем стало меньше министерств, зато добавилось служб и агентств. Первые призваны вырабатывать государственную политику в конкретных отраслях, вторые - проводить ее в жизнь и контролировать результаты, третьи - оказывать государственные услуги. 5 министерств, 12 федеральных служб и 1 агентство будет курировать непосредственно президент, 9 министерств, 21 службу и 25 агентств - премьер-министр.

АНАЛИТИКИ подсчитали, что в целом количество структур федеральной исполнительной власти выросло - с 58 до 73. Не превратится ли административная реформа в очередное раздувание органов и штатов? Об этом мы спросили самого Президента России Владимира ПУТИНА, и вот что он ответил.

- Вы знаете, мы не ставили целью просто механическое сокращение штатов. Только оттого, что мы сократим лишних 100 или 200 человек, лучше не будет. Целью является другая структура и выстраивание по-другому функций и механизма власти как такового. Но в целом это приведет и к некоторому сокращению. Капитально должен быть сокращен аппарат правительства, должны измениться его функции. Раньше это было теневое, параллельное правительство. Министерство принимало решение, потом это решение закидывали вице-премьеру, вице-премьер - в аппарат правительства. Министр не нес ответственности, ссылаясь на аппарат. Аппарат кивал на вице-премьера, вице-премьер кивал на министерство... У нас в некоторых сферах (скажем, в сфере военно-технического сотрудничества) согласования по кругу ходили по 18 месяцев! Я очень рассчитываю на то, что все это уйдет в прошлое.

Изменения в правительстве сейчас много критикуют. Но это все-таки первый реальный шаг. Это первая с советских времен глубокая административная реформа.

Президентопремьер

ИЗМЕНЕНИЯ в правительстве комментируют наши эксперты.

Александр ШОХИН представлял проект административной реформы от Российского союза промышленников и предпринимателей:

- ЕСТЬ существенное отличие нынешней схемы от предложений РСПП. В новой структуре правительства надзорные органы также названы федеральными службами и "приписаны" к министерствам (пример: служба по надзору в сфере транспорта оказалась "под" Министерством транспорта и связи). Мы считали, что надзорные службы должны подчиняться только премьеру или даже президенту, но ни в коем случае не министрам. Иначе вырабатывать политику, проводить ее в жизнь и контролировать чиновников будут одни и те же люди.

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

- У НЫНЕШНЕГО правительства есть две особенности. Во-первых, все ключевые чиновники, включая тех, кто входил в состав прежнего кабинета, назначены на свои посты лично В. Путиным. То есть это правительство людей, обязанных президенту.

Во-вторых, произошел переход от двухуровневой системы исполнительной власти "президент - премьер" к одноуровневой. Это потребовало неизбежного сокращения числа ключевых фигур, с которыми президенту предстоит иметь дело. Но де-юре правительство автономно, и его политическая ответственность будет больше, чем у предыдущего кабинета.

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда "Политика":

- CОКРАЩЕНИЯ чиновников будут значительными. И это неплохо. Более половины нынешних чиновников федеральных ведомств трудились еще при Брежневе. Абсолютное большинство начинали трудовой путь в советское время.

Но где брать новых? Китайцев в свое время спасло то, что они отправляли молодежь учиться за границу. Отучившись, специалисты возвращались и занимали менеджерские должности на разных уровнях власти. У нас к тем, кто учился на Западе, относятся с подозрением. При этом своих школ менеджмента раз-два и обчелся. Решение проблемы я вижу в "перетоках" специалистов из госуправления в бизнес и обратно.

Но для привлечения классных специалистов зарплаты в госаппарате должны быть принципиально другими. Возможности для этого есть. Уровень содержания чиновника средней руки (с учетом бесплатных путевок, дач, автомобилей, медобслуживания) получается вполне солидным. Эти деньги нужно выдавать на руки, повышать зарплату. Иначе ни о какой административной реформе и речи быть не может.

Еще одна проблема российского госуправления заключается в раздробленности исполнительной власти. Власть - у президента, ответственность - у правительства. Нам больше подходит другая модель, в которой президент является главой правительства.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. В каких парках можно будет привить питомца от бешенства?
  2. Зачем государство создает еще один ресурс с данными о населении?
  3. Какие выплаты получат столичные ветераны к годовщине битвы под Москвой?