Примерное время чтения: 9 минут
1716

Елена Образцова: "Все примадонны - дуры"

СУДЬБА посылала Елене ОБРАЗЦОВОЙ много страшно трагичного... Смерть любимого супруга, тяжелейшие травмы. "Я сказала Богу: "Ты послал мне великие испытания, и я счастлива, что не ропщу..." - говорит певица.

"Баскова жалко"

- МУЗЫКАЛЬНЫЙ руководитель Большого театра А. Ведерников сказал мне в интервью, что сейчас личности типа Лемешева или Образцовой у дирижеров не в моде. Мол, звезда - как гвоздь на ровном месте, требует особого отношения.

- Меня это высказывание настораживает. Любой яркий человек хочет работать не с серой мышкой, а с талантливой личностью. Я всю жизнь пела в лучших театрах с самыми великими певцами на свете, работала с гениальными дирижерами. Благодаря этому я сама поднималась на их уровень.

- Звезда - она всегда талантлива?

- Раньше мы делали карьеру своими силами. Звезд было очень немного. А сейчас собаке негде пописать: на каждом углу - "звезды", и все - "великие". Но я считаю, что это "дутые" фигуры, сделанные при помощи СМИ. У Баскова такой пиар, а стал он лучше петь?! У него есть данные, чтобы СТАТЬ хорошим певцом. Но он же не занимается! Когда Басков берет уроки у Кабалье, к концу занятий он начинает петь более-менее прилично. Так рассказывала мне Монтсеррат - мы с ней давние подруги. Но потом он опять начинает свою "звездную деятельность", и все - коту под хвост! У Коли все как-то несерьезно. Мне его жалко, из него мог бы получиться хороший тенор. Но не более того. Великий певец - это Карузо. А из моего поколения - только Паваротти и Доминго.

Горе делает мудрым

- МАРИЯ КАЛЛАС, из-за того что любимый ею Онассис женился на Жаклин Кеннеди, потеряла голос. А у вас нервное потрясение может сказаться на пении?

- Да, конечно. Я очень плохо пела, когда разводилась с моим первым мужем. Он замечательный человек, умница. Несмотря на то что я уже любила Альгиса (Альгис Жюрайтис - известный дирижер, второй супруг Е.В. Образцовой. - Ред.), для меня было большой трагедией уйти из семьи. Конечно, был ужасающий момент, когда умер Альгис... Я уже думала, что мне не выкарабкаться. Была сильная депрессия. Я не лежала лицом к стене, а ездила, преподавала, давала концерты. Но это было насилие над собой. Я всегда говорила, что никогда не работала, потому что выход на сцену для меня - счастье, радость. А весь первый год без Альгиса была именно работа, насилие над собой.

- После смерти мужа вы стали воспринимать жизнь иначе?

- Я думаю, что каждая трагедия углубляет человека. Горе приносит мудрость. Ценности становятся другими. Музыка совсем по-другому звучит... Теперь я пою совершенно иначе...

- Вы, примадонна оперы...

- Это не ко мне. Мой папа сказал: "Никогда не будь примадонной, они все дуры". На протяжении многих лет, работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как актер, личность, ему не надо из себя ничего изображать.

"Я провинилась..."

- АВИЦЕННА сказал: "Болезни Всевышний посылает нам для того, чтобы легкомысленный человек понял, как он счастлив, когда здоров".

- Мне эти слова, наверное, понятны, как никому другому... Несколько лет прожила во тьме, была практически слепой. Я очень долго не ездила на велосипеде, а потом через много-много лет решила прокатиться по полям. Когда выехала на дорогу, стала тормозить ногами, как привыкла, а тормоза были ручные... И я на всем ходу бахнулась левым глазом об асфальт... Произошло отслоение сетчатки, мне сделали операцию. После этого начались травматические катаракты. Я почти полностью ослепла. Без малого пять лет провела "на ощупь". Слава богу, тогда еще был жив Альгис, он мне помогал. Считается, что, когда падает зрение, улучшается слух. Неправда. В тот период я переживала состояние страшной ущербности. Очень сложно было общаться с партнерами на сцене. Дирижеров я не видела. Плюс ко всему 5 лет я не занималась музыкой, пела только старые партии. Ничего не могла учить - нот не видела, у меня все сливалось. Писала огромными буквами. Когда буквы дошли до двух сантиметров, моя подруга в Испании сказала: "Больше не могу видеть твои мучения! Мы идем к врачу". Она меня повела к Баракеру - это самый великий на свете врач-офтальмолог. Он мне сделал один глаз в понедельник, а другой - в субботу. Уже через неделю я все видела.

Думаю, травмы и болезни нам посылает Господь в наказание. Значит, я провинилась. Конечно, я думала над тем, в чем же я так виновата, но это не для интервью.

- Монтсеррат Кабалье однажды встала перед вами на колени...

- Но сначала я перед ней. В Барселоне был фестиваль. Пригласили по пять лучших исполнителей Кармен и Хозе. Впервые я слушала Монтсеррат Кабалье не в записи, а живьем. Она пела "Сицилийскую вечерню"... Я была совершенно потрясена. Пришла в ее гримерку после спектакля, встала перед ней на колени и сказала, что никогда не думала, что можно ТАК петь. Она была счастлива, засмущалась. Я сказала Монтсеррат, что хочу подарить ей свою норковую горжетку. "Что ты, Елена, эта твоя горжетка мне только на шляпку". (Я тогда была худенькая, тоненькая, как моя дочка сейчас.) Она женщина с юмором, очень ее люблю. А на следующий день уже я пела Кармен. Тот спектакль действительно получился выдающимся, "на нерве". Теперь уже Монтсеррат пришла ко мне за кулисы и грохнулась на пол. Я сказала: "Теперь надо искать домкрат". Еле-еле ее подняли. Потом долго смеялись.

- Ваша дочь брала у Кабалье уроки пения. Вы не ревновали, что она хочет учиться мастерству не у вас?

- Нет, я достаточно умная. Слава богу, вообще в жизни не знаю ни ревности, ни зависти, ни жадности. Когда Лена поехала в Испанию, я была только счастлива, что Монтсеррат захотела с ней заниматься. Хотя, конечно, мне было больно ее отпускать, как раз в то время очень тяжело заболел Альгис, я уже понимала, что это конец, безумно боялась остаться одна... Но молчала, ничего не говорила. Я вообще считаю, что нельзя "врезаться" в жизнь детей. Можно давать какие-то советы, но ребенок должен быть самостоятелен. Господь каждому из нас дал свою жизнь, и каждый должен прожить ее сам, а не под диктовку мамы или папы. Я - фаталистка. Думаю, что мы все запрограммированы и наша жизнь, хотим мы этого или нет, предопределена свыше.

- В Большом театре исполняя роль старухи-графини, о старости не задумываетесь?

- Старость наступает, когда человек разрешает себе об этом думать. В моей жизни постоянно происходят события, которые не разрешают мне стареть: или предлагают спеть роль молодой героини, или еще что-то. Все, что можно делать для того, чтобы оставаться молодой, делаю. Худею все время. Слежу, чтобы лицо было без морщин. Для этого у меня есть доктор Пухов, академик, он работает в Челябинске. Просто гениальный врач. Он многих звезд "омолаживает". Кто-то держит в тайне, что делал "пластику", говорит, что помолодел благодаря "маскам из сметаны". По-моему, это от глупости. Я ничего не скрываю.

В душу плюнули

- ВАШ дом много для вас значит?

- Я очень-очень долго не имела дома. Я родилась в 1939 году, перед самой блокадой Ленинграда. Началась война. Мамочка говорила, что хотела бы мне отдать свои 125 граммов хлеба, но понимала, что тогда умрет от голода и я умру тоже. Это был ад. Ели ремни вареные, варили какой-то гадостный студень... Папа пришел с войны только в 1946 году. Потом мы уехали в Таганрог. Затем - в Ростов. Через год - в Москву. Мы все время ездили, ездили, и ощущение дома было утеряно. Потом мы с мужем практически половину жизни провели на гастролях. А мне всегда очень хотелось иметь свою "крепость". Я очень домашняя. Никуда не хочется ходить. Рестораны, приемы терпеть не могу. Я так устала от людей, хочется посидеть тихонечко дома одной, почитать, послушать музыку, с собачкой поиграть... Несколько лет назад ко мне в квартиру влезли воры. Плюс к этому обокрали дачу, угнали машину, я сломала руку прямо во время спектакля в Мариинке... Дальше муж заболел, ему сделали сложнейшую операцию, а потом он умер... Все одно за одним... Я никогда не воровала, все заработала своими двумя связочками. Поэтому для меня дом был чем-то святым. И вдруг в мою святыню кто-то вошел и нагадил, натоптал, в душу плюнул. Я сделала себе такие контракты, что почти три года не была здесь. Но прошло время, я более-менее успокоилась...

- То есть это правда, что беда не приходит одна?

- У меня так получилось... Но я всегда говорю, когда что-то случается: "Спасибо, что только это". Потому что всегда может быть ЕЩЕ хуже...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно