Примерное время чтения: 8 минут
186

На дембель - в петлю

"МЫ, ЖИТЕЛИ поселка Велва-База Кудымкарского района Пермской области, матери допризывников, через газету "Аргументы и факты" обращаемся к президенту и военному прокурору РФ.

11 января 2004 года в наш поселок доставили "груз-200". Это наш солдат Киреев Вячеслав, который служил в воинской части N 3186 г. Реутово-3 Московской области в президентских войсках, в дивизии им. Дзержинского, кинологом. В заключении о его смерти написано: "суицид, без признаков насильственной смерти". Когда родители открыли гроб, то увидели, что на запястьях обеих рук нет мышц, сухожилия истерты до костей, гематомы по всему телу, на спине раны, нанесенные острым предметом. Родители отказались хоронить сына до тех пор, пока не выяснится вся правда..."

Под письмом стояло около ста подписей.

Шок

В ПОСЕЛОК сразу же выехал корреспондент "АиФ-Прикамье" Сергей Телевной. Вот что он узнал, пообщавшись с родными и односельчанами погибшего солдата.

Вячеслав Киреев был скромным и добрым парнем. В школе учился на "хорошо" и "отлично", закончил до армии лесной техникум и работал землемером. В армию шел служить с радостью, мечтал стать десантником. Но попал во взвод кинологов в элитную часть. Службой был доволен. Писал домой, что имеет благодарности от командования. И вдруг "суицид". Обезображенное тело...

Ни один человек из многочисленной родни Славы, приехавшей на похороны, не поверил в версию о самоубийстве после увиденного. И Славу отказались хоронить до тех пор, пока не будет произведена независимая судебная экспертиза.

Окружная прокуратура Коми-Пермяцкого округа родителям погибшего отказала, сославшись на то, что, раз погиб человек военный, гражданская прокуратура вмешиваться не должна. Военная прокуратура Реутова сообщила, что результаты экспертизы будут готовы через месяц и в повторной экспертизе необходимости нет.

Единственным человеком, не отказавшимся взять на себя ответственность и провести осмотр трупа, был врач-терапевт местной больницы М. Панов. Он зафиксировал 13 всевозможных ран, ссадин, синяков предположительно прижизненного и посмертного характера. Все - от вскрытия гроба до осмотра тела - снято на видеопленку. "Иначе как фильмом ужасов это не назовешь", - сделал вывод наш корреспондент.

По факту смерти ефрейтора Киреева 4 февраля 2004 года 51-й военной прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Родители же настаивали, чтобы статью переквалифицировали в 105-ю (убийство).

Судебно-медицинская лаборатория Минобороны РФ установила причину смерти парня: "Механическая асфиксия органов шеи при повешении". Но, что бы ни было написано в казенной бумаге, родители отказывались верить. Тело сына выглядело так, будто его жестоко пытали.

Борьба с "дедами"

ЧЕСТНО сказать, мы ожидали сопротивления со стороны командира части. Кому же хочется выносить сор из избы? Не без бюрократических согласований, но все же доступ в часть мы получили. Разговаривали и со следователем, ведущим дело, и с сослуживцами Вячеслава.

Кинологический взвод, в котором служил Слава, - это десять человек, занимающихся дрессировкой служебных собак (на захват нарушителей и поиск взрывчатки). Говорят, Вячеслав мечтал после окончания срочной службы остаться служить по контракту. Карьера офицера вполне могла у него состояться при благоприятном стечении обстоятельств. В части он прослужил уже год и три месяца. "Дед", старослужащий по всем армейским традициям.

А как в части насчет дедовщины? Ведут ли с ней борьбу? В каждой казарме небольшие почтовые ящички, куда любой солдат может опустить "сообщение": кто кого и как обижает. Работает специальная группа по работе с личным составом. Ее в части возглавляет подполковник Перпилюк. Если боишься кого-либо обвинять письменно, а терпеть издевательства невмоготу, можно позвонить из части по телефону "горячей линии" прямо в прокуратуру.

Благодаря таким мерам за последние два года 200 нарушителей воинской дисциплины оказались "за колючкой". Суды проходили открытыми, по месту службы. В назидание всем с преступника снимались погоны, зачитывался вслух приговор. По сути эта публичная моральная казнь постыднее самого дисбата.

И вот именно это позорище грозило, как выяснилось, нашему герою ефрейтору Вячеславу Кирееву.

Кто?

ТРЕТЬЕГО января двое солдат - Романюк и Феофилов - обратились в группу по работе с личным составом с жалобой. "Невмоготу терпеть издевательства от ефрейтора Киреева, переведите в другую часть", - вот суть обращения.

- Издевательства начались два месяца назад. Однажды, находясь в наряде по столовой, ефрейтор Киреев заставил меня нажарить ему картошки. Я выполнил его просьбу. На недоеденную им еду он выдавил зубную пасту и силой заставил меня все это съесть, - рассказал нам рядовой Алексей Романюк.

Второго, рядового Игоря Абрамова, Киреев заставил употребить на ужин тарелку сухого собачьего корма.

Вечером в общую столовую ефрейтор ходить перестал, новобранец Станислав Феофилов носил ему ужины, как горничная барину, прямо в казарму. Может, в этом и не было ничего оскорбительного, но "приказы" сопровождались оскорблениями и тумаками. Физически ефрейтор намного превосходил своих троих "подопечных". И, похоже, он не видел в происходящем ничего преступного. Возможно, так поучали и его в первый год службы.

На жалобу солдат отреагировали быстро. Уже через полчаса после обращения приказом начальника штаба полка ефрейтор Киреев был снят с дежурства, любимую собаку Альфу отобрали и отвели в вольер, а его самого из кинологов перевели в менее престижное подразделение. На следующее утро, в десять, дознаватель части объяснил ефрейтору, что начинается следствие по факту избиения им солдат. Если факты подтвердятся, он будет разжалован в рядовые и отдан под суд. Естественно, о его поведении будут оповещены родители, школа и техникум.

Еще через полчаса ефрейтор должен был явиться на беседу с заместителем командира полка. Но в штаб Слава не явился.

В 13.30 его нашли по цепочке следов, одиноко оставленных в глубоком снегу. Следы привели к разрушенной пожарной каланче. Тело висело на брючном ремне. Предсмертной записки при Славе не нашли... Получается, что Вячеслав Киреев приговор себе вынес сам. Самый жестокий и нелепый. Был ли Вячеслав столь жесток с новобранцами, что заслуживал дисбата, или они решили его наказать, используя активно начатую борьбу командования с дедовщиной, - уже не важно. Ведь Славу к жизни не вернешь. После воспитательных бесед Слава, похоже, понял, что будущее, о котором он мечтал, у него отнимают. А впереди - позор, которого он боялся больше, чем смерти...

Можно ли было предотвратить трагедию? Многие говорят: "Да". Если бы психолог мог вовремя заметить состояние солдата. Но психолог один на 10 тыс. солдат...

Откуда же такие чудовищные раны на теле самоубийцы? Три судебно-медицинские экспертизы подтвердили один и тот же вывод: все повреждения на теле посмертные. Лоскуты кожи, ткани мышц брали у покойного многократно, не рассчитывая, что родные захотят осмотреть тело после далеко не эстетических манипуляций. Тело везли по тряским дорогам тысячу верст до дома, не церемонились, видимо, и в морге, перекидывая так и сяк, как удобно санитарам, чей здоровый цинизм никогда не будет понятен близким, потерявшим родного человека.

Последняя, четвертая экспертиза, проведенная уже в Екатеринбурге, подтвердила выводы предыдущих. Никто над живым Славой не издевался, все повреждения посмертные.

Правда, которую хотели узнать все, оказалась жестокой. Поэтому мы изменили имя главного героя.

Кстати

ТАК называемые "небоевые потери" существуют во всех армиях мира. В бытность Советского Союза, когда Вооруженные силы насчитывали около 5 миллионов военнослужащих, число погибавших ежедневно достигало 10 человек. Сюда относились убийства и самоубийства, несчастные случаи, гибель в ДТП, болезни. Так называемые "небоевые потери" происходят в своем большинстве во время крупномасштабных учений, особенно с боевой стрельбой. В большинстве военнослужащие погибали и получали увечья в результате несчастных случаев - не раскрылся парашют, перевернулась машина, задавил танк, взорвалась в руках граната и т. п.

Ситуация в нынешних Вооруженных силах ничем не отличается от того, что было раньше. Согласно данным Главной военной прокуратуры, ежегодно погибают в результате трагических случайностей около 1000 военнослужащих силовых структур. В это число входит около 300 самоубийств и 100 смертей из-за болезней. Кстати, в минувшем году погиб 971 военнослужащий, из них 263 - в Чечне. Как считают сами офицеры, значительная часть военнослужащих гибнет не в результате боев, а из-за неосторожного обращения с оружием, нарушения мер безопасности, несчастных случаев.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно