Примерное время чтения: 3 минуты
88

Секрет N 825

ЗАТОПЛЕННЫЙ док, разбитый причал, искореженная арматура, вырванные провода - так сейчас выглядит одна из самых секретных военных баз флота советской империи.

С НАЧАЛА 60-х годов прошлого века и до распада СССР в Балаклаве, районе города Севастополя, существовала военно-морская база "Объект N 825 ГТС" - подземный завод по ремонту подводных лодок и укрытия субмарин в случае нанесения ядерного удара по СССР. Еще в самом начале 50-х годов этот проект, входивший в план защиты промышленных объектов страны от ядерного нападения, утвердил лично Сталин.

К концу 1954 года первые маркшейдеры прибыли в Балаклаву. Началась работа. В августе 1955 года объект посетили Хрущев и Микоян. К этому времени было пробито более двухсот метров тоннеля. Осмотрев строительство, Хрущев дал указание о привлечении к проходке штольни метростроевцев, и бригада проходчиков срочно прибыла из Тбилиси. В 1961 году в штольню зашла первая подводная лодка.

Масштабы впечатляют. Выработка грунта к концу строительства достигла почти 30 тысяч кубометров. Средства затрачены огромные. Пробивка только одной главной штольни государству обошлась в 70 миллионов советских рублей. Общая площадь всего комплекса составила более 5 тыс. кв. метров. Сооружение, по расчету проектировщиков, должно выдержать ядерный удар в 100 килотонн. Глубоководный канал и сухой док укрывали одновременно 11 субмарин 613-го и 633-го проектов. В канал подлодки могли входить в надводном и в подводном положениях. За год в доке ремонтировалось до 12 лодок. 500-метровая штольня прошила скалу насквозь и закрывалась с двух сторон поднимающимися из воды на 10 метров воротами (2 метра на 10 метров), выполненными из слоев стали и бетона.

Над тоннелем вторым ярусом размещался командный пункт обороны Черноморского флота. Склад горюче-смазочных материалов высотой 48 метров был вырублен в скале по немецкой технологии. Собственная электростанция мощностью в 300 кВт обеспечивала энергетическую независимость базы. Арсенал с ядерными боеголовками для торпед закрывала сложная система металлических дверей, каждая весом порядка 25 тонн. На оборудовании подземного завода можно было выполнить ремонт любой сложности. Грузовой транспорт свободно въезжал и двигался по его территории внутри горы. Комнаты отдыха, учебные классы, системы вентиляции и полного жизнеобеспечения позволяли автономно работать и жить персоналу в 250 человек несколько месяцев. Береговая инфраструктура обеспечивала охрану объекта. От проникновения со стороны моря базу защищала противодиверсионная служба. Жесткий пропускной режим ограничивал въезд в Балаклаву даже жителям Севастополя. Они и не подозревали, что ядерное оружие совсем рядом.

Шли годы. Развал СССР и раздел Черноморского флота завершили существование базы. В 1995 году последняя подлодка ушла в Россию и объект перешел под юрисдикцию Украины. Денег на содержание нет. Снята охрана. Охотники за металлом ринулись в штольню, вынесли все. Исчезли станки, сняты крышки с люков, разбиты светильники, обрушены лестницы и переходы. От былого могущества секретного объекта осталось целым только помещение арсенала.

Что будет с "объектом N 825" дальше? Есть проекты: казино, винный склад, выращивание грибов... Или реставрировать и сделать военно-морской музей для потомков, чтобы помнили про "холодную войну"?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно