Примерное время чтения: 4 минуты
68

Час расплаты

ПОЧЕМУ трагедия в "Трансвааль-парке" так потрясла людей? Ведь мы видели трагедии и большего масштаба. "Норд-Ост", взрывы домов, теракт в московском метро...

ПРИЧИНА, видимо, в том, что при всей жестокости и слепоте террор имеет объяснимые и видимые причины - политические, экономические, национальные, религиозные.

"Трансвааль-парк" потряс своей обыденностью, бытовой приближенностью к каждому из нас. Он показал нам преступную безответственность во всех эшелонах власти. Мы поняли, что смерть, увечье, потеря родных и близких, утрата собственности могут настигнуть нас под крышей собственного дома, в лифте, на мосту, в бассейне, на дискотеке. И не потому, что в нас выстрелил враг или взорвала свой смертельный пояс шахидка.

Картины того, как полуобнаженные, застигнутые врасплох люди по снегу и стекольным осколкам выбирались из-под рухнувшей кровли аквапарка, более чем символичны. Мы все обнажены и беззащитны перед лицом бездушной и коррумпированной бюрократии.

Обычно спокойный и много повидавший Сергей Шойгу, у которого тоже, похоже, лопнуло терпение, назвал это словом "бардак". На самом деле это значительно опаснее. Бардак - это невинный беспорядок. Мы же имеем дело с глубоко укоренившейся системой корыстного, продажного и осознанного попустительства в системе государственной власти. Если же взять в расчет масштабы человеческих и материальных последствий, то это не что иное, как бюрократический терроризм.

С терроризмом его роднит то, что он чаще всего невидим и безымянен.

Обратили ли вы внимание, с какой суетностью вовлеченные в трагедию "Трансвааль-парка" лица перекидывают вину друг на друга? А чаще - на некие абстрактные обстоятельства: на ударную волну дискотеки, на обледенение крыши, на перепад температур, на снежную зиму. Бюрократ прячется за "обстоятельства", как террорист - за черную маску.

И никогда, нигде вы не найдете конкретного виновного, который заплатит за ущерб, лишится должности, сядет в тюрьму. У нас развилась особая форма безответственности - коллективная. У нее, впрочем, есть и другое имя - круговая порука бюрократии. И это в большом и в малом.

Кто виновен в распаде СССР? В войне в Чечне? В блатной раздаче собственности? В дефолте? В росте цен на лекарства? В спекулятивном накачивании цен на хлеб?

Найти виновного в большом преступлении так же невозможно, как ответить на вопрос, кто виноват, что в новостройке сквозь щели видна улица. Или в том, что старушка сломала ногу на нечищеном льду.

А между тем этим невинным и невидимым фантомам принадлежат вполне конкретные миллионные счета в банках, загородные особняки, дома за границей, шестисотые "Мерседесы" с "блатными" номерами. Эти невидимки сидят в первых рядах партера, одеваются в Третьяковском проезде в Москве, выгуливают своих любовниц в Куршевеле. Это благодаря этим "безымянным" в Москве стало больше бутиков, торгующих бриллиантами и "Бентли", чем хлебных магазинов или овощных ларьков. Это благодаря им честно работающий профессор, уважаемый врач не имеют шансов купить даже скромную квартиру. При том, что на глазах у всех растут "алые паруса" дорогущих высоток, множатся казино и ночные притоны любителей "травки".

И самое поразительное в том, что не только в МВД, в ФСБ, в Счетной палате, в Белом доме и в московской мэрии знают имена конкретных лиц, нажившихся на тысячах российских "трансваалей". Но и в каждом министерстве, в каждой городской управе, в каждом отделении милиции знают своих "процентщиков", "братков" и "оборотней", каждый из которых готовит нам свой маленький "трансвааль".

А между тем административная реформа, которая могла бы подрубить корни коррумпированной бюрократии, плетется нога за ногу. "Время неопределенности и тревожных ожиданий прошло", - сказал В. Путин в своем предвыборном выступлении. Да, пора вносить ясность!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно