50

Всех нефтью не напоить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 31/03/2004

СВОЙСТВО человеческой психики - как можно быстрее забывать обо всем неприятном. Поэтому сегодня мало кто помнит, что всего несколько лет назад рабочие-нефтяники вместе с братьями шахтерами стучали касками близ своих городских администраций. Зарплату не платили по полгода, нефть тянулась из полуразрушенных скважин, как по соломинке, а долги нефтяных компаний перед государством исчислялись многими миллионами. Полноте, это только в Арабских Эмиратах "черное золото" било ключом, стоило лишь копнуть песок. У нас оно давалось далеко не даром: открыл кран - и качай. Сегодня, после того как в разработку месторождений и добычу были вложены миллиарды, а отрасль стала прибыльной, правительству, как и любому нормальному гражданину, хочется, чтобы нефтяники ответили "по гамбургскому счету". На недавней совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина их решено было обложить новыми налогами. По благим расчетам нового бюджета налоговые изъятия увеличатся, если мировая цена на нефть будет выше 18 долларов за баррель, а пенсии и зарплаты бюджетникам вырастут. Но не все так просто.

Чей надо бюджет

ПЯТЬ веков назад, когда государством Российским управлял радикальный реформатор по части сбора налогов Иван Грозный, все было очень похоже. Например, Иван Васильевич давал неким предпринимателям из народа нажиться на торговле, сельском хозяйстве и прочем доступном в те времена доходе. Когда же средневековые бизнесмены приобретали и возделывали новые земли, царь отнимал все с формулировкой "подати". Налоги эти благополучно шли в царскую казну, а вовсе не на нужды мужиков.

Сегодня - как раз на нужды. Но аналитик инвестиционной группы "Атон" Дмитрий Лукашов считает, что, прежде чем говорить о бюджете, нужно понять, произойдет ли увеличение налогообложения после введения этих новых схем - в абсолютном выражении - или нет? То есть деньги-то будут? Правительственные расчеты показывают, что вроде да. Но что произойдет с этими деньгами дальше? Кредитный аналитик "Стандард энд Пур.c" Елена Ананькина обращает внимание на то, что реальная их польза зависит все же от того, как эти средства будут потрачены. А известный экономист Андрей Гальперин утверждает, что государство - самый неэффективный собственник, поэтому бюджетникам вряд ли что перепадет с этих неожиданно свалившихся в бюджет нефтедолларов. Ведь, слава богу, он, бюджет, - большой и гибкий. И государству всегда есть на что потратить средства. Скажем, если у кого из новых членов правительства на госдаче в ванной плитка осыпалась или охраны мало. Ну или американцы какую-нибудь программу освоения Меркурия разработают, и нам придется не посрамить честь самой космической державы...

Хорошо, но недолго

ОДНАКО будем надеяться на лучшее: государство превратится в эффективного собственника. Тогда военные, учителя и врачи станут жить лучше. Но недолго. Ведь до бесконечности это продолжаться не может - средства, которые изымаются из экономики, только тормозят ее развитие. Соответственно развитие нефтяной отрасли в целом затормозится. Это не значит, что просто "нефти качать будут меньше". Скорее, это говорит о том, что нефтяные компании меньше будут инвестировать в развитие высоких технологий в своем бизнесе. А значит, себестоимость добычи не снизится, а то и, напротив, увеличится...

Но обновленный налог на добычу полезных ископаемых коснется не только нефтяных компаний, государства и бюджетников. Фондовый рынок вынужден будет также перераспределять цены на нефтяные бумаги. И, поскольку предполагается, что общая сумма изъятия средств у нефтяных компаний увеличится (в зависимости от цены на баррель - от 0,5 млрд. долл. до 2 млрд.), стоимость их акций в целом снизится. Снизятся и выплаты дивидендов по этим акциям. А региональные, местные администрации станут больше волноваться не о том, сколько именно процентов с "экспортной прибыли" - 71, как раньше, или 78, как сулит Минфин, - станут платить нефтяники. Главное, куда пойдут эти "новые проценты" - в центр или останутся в местных бюджетах? Ведь если в центр - так им эти налоговые новшества и вовсе "до лампочки"...

"Черное золото" в кармане

А ТЕПЕРЬ вообразите себе картину - реальную. Некий чиновник - возможно, не очень большой и налогоплательщикам в лицо не известный - станет практически "рулить миром". Ну, по крайней мере, ставками по НДПИ. И минимальные различия в характеристиках месторождений могут обернуться для компаний существенной разницей в налоговых обязательствах. А где разница, там - увы - взятки.

Елена Ананькина обращает внимание на резко возрастающие риски коррупции и непрозрачности принятия решений. Андрей Гальперин, как всегда, выражается более жестко: "Какими бы четкими критерии ни были, дифференциация создает большой простор для коррупции с одной стороны и большой соблазн для коррумпирования чиновников - с другой. Этого не может не быть по определению: когда человек с зарплатой 200 долларов распоряжается миллиардами, неминуемо возникает такая проблема".

К тому же пока не ясны две важные вещи: какие именно параметры из десятков и даже сотен будут выбраны для расчета новых ставок налога на добычу? Совершенно очевидно, что все их учесть не получится... И кто именно из чиновников в конце концов будет допущен к рулю - к утверждению расчетов и окончательных ставок? Это вопрос отдельный и, возможно, даже более важный, чем само по себе решение обложить "нефтянку" дополнительным оброком. Елена Ананькина предполагает: "Чиновники получат дополнительный объем работы и дополнительные разбирательства". Оно и понятно - недовольных расчетами и их решениями будет более чем достаточно.

Бизнес вне закона

ОПЯТЬ ЖЕ, никто не спорит: война Минфина с нефтяной отраслью - это что-то вроде крестового похода против неверных. Больно рентабельные они, и все тут. Кстати, рентабельность эта составляет - знаете, сколько? 100%, 200%? Нет, всего 24. Да и будут ли достигнуты методами законотворчества священные цели финансистов? Так, в частности, в подготовленном проекте они хотят бороться с "распространенными способами налоговой оптимизации". По мнению чиновников, это - трансфертные цены. То есть сначала добытчики продают нефть неким своим партнерам, зарегистрированным в "российских офшорах" по "внутреннему курсу", а те уже дальше - по рыночному... Но эксперты-экономисты утверждают, что трансфертные цены уже давно вышли из моды и не используются для ухода от налогов: внутренних офшоров больше нет. Региональные льготы по налогу на прибыль с 1 января этого года не могут превышать 4% от 24%-ной ставки, а ставка налога на добычу нефти вообще не зависит от цены.

Так что, может, мы не правы и в законопроекте Минфина нет "ничего личного"? Ведь единственная отрасль, которая пользуется трансфертными ценами для ухода от налогов, - табачная, потому что в ней комбинированная ставка акциза... Так или иначе, нововведение финансистов затронет многих предпринимателей. И не самым приятным образом.

Внося поправки в две статьи Налогового кодекса, чиновники-финансисты практически ставят весь нефтяной бизнес вне закона. По нашему налоговому закону, сделки между взаимозависящими компаниями - под контролем налоговиков. И если цена товара повышается более чем на 20%, чиновники пересчитают вам налоги.

Теперь "взаимозависимым" может быть признан кто угодно - и это касается не только добычи (и обработки) природных ископаемых. Например, если у двух компаний есть общий акционер или человек, который прямо или косвенно сотрудничает и с той и с другой, то все вы "скованы одной цепью". А значит, за вами - особый надзор.

Презумпция виновности

ДО НЫНЕШНЕГО дня считалось, что та цена товара, которую заявляет компания, и есть рыночная. Если налоговой инспекции это казалось сомнительным, она должна была сначала доказать "нечистые намерения". Минфин предлагает ничего не доказывать, а начислять налоги "как чиновнику покажется". А, дескать, потом пусть бизнесмены и предприятия судятся и доказывают, что они не корабли пустыни... Кстати, по новому проекту, правила определения "правильных рыночных цен" будет утверждать правительство.

Получается, что, с одной стороны, Минфин все делает правильно. Ведь дал президент Герману Грефу "партийное задание" снизить уровень бедности до 10-12% за три года? Дал. Надо выполнять, а то "лично ответить" придется. Разом снизить уровень бедности за счет "нефтянки" - идея несложная и, как кажется министерству, удачная. Этакий пятый туз, который всякий раз извлекается из рукава, когда "ваши биты". Проблема в другом - при таком частом использовании карта может легко утерять свой вес, а уровень бедности если и снизится, то только где-то в районе министерских финансово-налоговых кабинетов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы