Примерное время чтения: 5 минут
969

В омуте "голубой крови"

ИЗ США пришло сообщение: там готовятся запатентовать искусственную кровь. Между тем под названием "голубой" она известна в России уже более 25 лет. История ее создания трагична, а финал может стать и вовсе скандальным...

Я ДЕРЖУ в руках склянку с искусственной кровью - бледно-голубой жидкостью. В подмосковном Пущине ее делают именно такой. А у американцев она получается красной. Вот уже шесть раз янки рапортовали о своих успехах, проводили "последние" испытания, заявляли об "открытии века". Последние сообщения - из той же серии.

"Голубая кровь" создана на основе перфторуглеродов, химических соединений в два раза тяжелее воды. Способна в 25 раз лучше воды растворять газы, в том числе кислород. А нести его клеткам - как раз и есть основная функция крови, с которой ее заменитель перфторан (таково точное название препарата) справляется гораздо эффективнее.

Самоубийство

В КОНЦЕ 70-х молодой профессор Феликс Белоярцев первым заставил работать перфторуглероды в таком качестве. Он успел спасти жизни многим "афганцам", пятилетней девочке, сбитой троллейбусом и потерявшей значительное количество крови. Но, не успев сертифицировать препарат... повесился. Ушел из жизни из-за травли КГБ и ОБХСС, которые пытались обвинить ученого в воровстве спирта. Позднее оказалось, что воровства не было. Не было и "безответственных опытов на людях" - всем, кому был введен перфторан, профессор фактически спас жизнь.

После смерти Белоярцева работы по перфторану были официально прекращены почти на десятилетие. Сколько людей за это время можно было спасти? Трудно осуждать и коллег ученого, которые не выдержали давления, бросили тему, уехали за границу. "В свое время американская фирма "Альянс" перекупила одного нашего сотрудника, надеясь выйти на рынок с похожим на перфторан препаратом, - рассказывает директор Института теоретической и экспериментальной биофизики, член-корреспондент РАН Генрих Иваницкий. - Фирма эта обанкротилась, а ее вице-президент, англичанин, недавно звонил мне в Пущино и сказал, что готов работать совместно.

Дело в том, что наш препарат нельзя получить, используя научные труды. Даже имея на руках готовый перфторан, синтезировать его, не зная российского ноу-хау, невозможно. Есть один секрет, который американцы еще не разгадали. В США несколько фирм, которые занимаются подобными исследованиями, потратили добрых полсотни миллионов долларов только на опыты с животными. А мы довели препарат до производства всего за 1 млн. долларов. И пока можно сказать, что в области искусственной крови Россия - монополист".

Новейшая история перфторана началась только в середине 90-х, когда были проведены новые испытания. После них, в 1997 г., он был разрешен в России для клинических применений. Не так давно медицинское общество вручило группе разработчиков национальную премию "Призвание".

Что дороже?

"УЧЕНЫЕ - люди упрямые, - говорит Генрих Иваницкий. - Мы в Пущине продолжали работы фактически подпольно". Теперь во всех ведущих российских клиниках перфторан есть, хотя и в небольших количествах. Минобороны включило перфторан в свой перечень обязательных препаратов. Правда, средств у военных пока хватает только на то, чтобы издать приказ. Но, по крайней мере, врачи сообщают родным раненого, если таковые есть поблизости, что необходимо купить такой препарат. Для операции, в зависимости от ее сложности, от веса больного, бывает нужно от 400 мл до 1,5 л. Один литр стоит порядка 300 долларов. Но при переливании не важно, какие у больного группа крови и резус-фактор.

Основной компонент - перфтордекалин - делается в России, на химкомбинате в Кирово-Чепецке. "У нас это вещество самое чистое в мире - по сравнению с аналогами, выпускаемыми в Японии и Германии, - говорит директор ОАО "Кирово-Чепецкий химический комбинат" Владимир Захаров. - Сейчас его требуется три тонны в год. Но, мне кажется, если бы была настоящая государственная поддержка этой программы, то для России его требовалось бы в десять раз больше". Кстати, перфтордекалин используется и в косметических целях - для солнцезащитных кремов. Говорят, даже атташе по науке иностранных посольств вывозят перфторан для личного пользования.

В Европе препарат не сертифицирован. За границей не очень-то хотят пускать Россию на сложившийся рынок. "Нам нужны серьезные инвестиции, - считает Г. Иваницкий. - Чтобы удерживать первенство, надо продолжать научные исследования, не останавливаться на достигнутом. Мы просим помощи у Лужкова, просим у Громова. Ведь у перфторана потрясающие перспективы".

И они очень заманчивы. При соответствующей доводке "голубая кровь" способна лечить печень при циррозе - нашей национальной болезни, а также при гепатите. Есть интересные идеи в отношении лечения СПИДа.

Дело за малым. Литр нефти, которая рекой течет за границу, стоит 18 центов, а литр "голубой крови" - 300 долларов. Это в 1600 раз дороже. И спрос на нее огромен. Почему бы новому правительству не начать с продвижения перфторана и хоть чуть-чуть уменьшить ту самую "нефтяную иглу", на которую подсела наша страна?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно