Примерное время чтения: 5 минут
142

А кто на "холмах Грузии"?

ТОЛЬКО что завершилась третья грузинская революция. На этот раз - бархатная, то есть - без жертв. Одним из ее героев, вне всякого сомнения, стал министр иностранных дел России - грузин по матери Игорь ИВАНОВ.

- МОСКВА сделала сильный ход, послав в Тбилиси Игоря Иванова, - считает бывший руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России Юрий Кобаладзе. - Всему миру было продемонстрировано, что для России Грузия небезразлична. Важно то, что в Тбилиси оказался именно Иванов, а не американский госсекретарь Пауэлл. Обратившись к грузинам на грузинском языке, он очень умело подыграл национальным чувствам. Для грузин это очень важно.

Натуральное хозяйство

СЕГОДНЯ на улицах центра Тбилиси уже нет противостояния. Хотя конца системного политического кризиса так и не видно.

Грузия как была, так и осталась страной, где отсутствует экономическая жизнь. И бутылки "Боржоми" в российских городах не должны никого обмануть. 800 миллионов долларов, которые США дали этой стране на восстановление хозяйства за годы правления Э. Шеварднадзе, были разворованы.

В таких условиях, когда доходы населения упали до 5-10 долларов в месяц, Шеварднадзе давно должен бы стать жертвой очередной революции. Но его выручало умение разделять и властвовать. Пришлось услышать и проклятия друзей, жестоко разочарованных его политикой.

Но утерянных друзей заменили новички, кого "седой лис" приблизил к себе. Какое-то время их даже называли "птенцами гнезда Эдуарда".

Зураб ЖВАНИЯ. Шеварднадзе привел его в политику, заметив среди активистов грузинской партии "зеленых". Скоро он стал председателем парламента, но благоразумно ушел в отставку. Очевидно, предчувствовал, что "дед" скоро станет "козлом отпущения".

"Взаимоотношения с чеченцами Грузия должна строить, полностью опираясь на свою Конституцию. Грузия не имеет права думать об экстрадиции тех людей, в связи с которыми Россия предоставила сфабрикованные и ложные документы". (Из интервью г-на Жвания.)

Нино БУРДЖАНАДЗЕ. Женщина из культурной грузинской семьи сменила Жвания в кресле спикера. Поначалу она была сторонницей президента. Но выборы в парламент, проведенные по местной традиции с массовыми подтасовками, дали ей шанс занять место президента. Она этим шансом воспользовалась.

"Вводить визы - суверенное право России, но в Грузии это было воспринято как наказание за проведение независимой международной политики, за требование вывода российских военных баз..." (Из интервью г-жи Бурджанадзе "АиФ".)

Михаил СААКАШВИЛИ. Интеллектуал, выпускник двух университетов - местного и Колумбийского (США). "Дед" заметил и его, назначив министром юстиции. Но Михаил заметно скучал, управляя тем, чего нет, и ринулся в публичную политику. Его называют националистом и больше всего побаиваются в Абхазии и Аджарии.

"Вступление в НАТО - перспектива на 6-7 лет. Говорить сейчас о НАТО и Европейском союзе - это выходить за рамки научной фантастики". (Из интервью г-на Саакашвили.)

Сегодня все трое - на вершине славы. Интервью с ними крутят ведущие мировые телеканалы. Да вот проблема - как поделить на троих упавшую с неба власть?

Ряд российских политиков откровенно радовался, видя, как сосед на Кавказе "идет ко дну". Но два обстоятельства не позволяют считать такой ход развития событий выгодным для нас.

Первое. На территорию России мог хлынуть поток беженцев. Циркуляция чеченских боевиков через границу приняла бы массовый характер.

Второе. О помощи Россию попросили США. Через Грузию пойдет каспийская нефть на Запад, и стране нужна стабильность. Взамен Вашингтон продолжит занимать приемлемую для Москвы позицию по Чечне.

В чем правильная ориентация?

ЧТО касается ближайшего будущего Грузии, то оно туманно. Через 45 дней там пройдут президентские выборы. Почти наверняка в них не примут участия жители Южной Осетии, Абхазии. Если не захотят голосовать и в Аджарии, то легитимность нового президента будет заметно ограничена. А это продолжение и даже усугубление нынешних проблем. Между тем: "Если та же Аджария попытается окончательно отделиться, такое отделение не будет признано в мире, - считает В. Никонов, президент фонда "Политика". - Де-факто Абхазия и Южная Осетия давно не входят в состав Грузии, но только де-факто. Хотя очевидно, что ни абхазы, ни осетины не побегут сломя голову участвовать в выборах президента Грузии".

У тех, кто пришел к власти в Грузии, остаются в силу этого два пути.

1. Ориентация на США, НАТО и Западную Европу. Но таким путем и шел Э. Шеварднадзе.

2. Ориентация на Россию. В это верится с трудом. Но, похоже, жизнь сама заставит новое грузинское руководство прийти к этому выводу.

Хотя истина может оказаться посередине. Но главное - чтобы победители между собой не передрались и всерьез занялись экономикой, ее очисткой от засилья семейного клана Шеварднадзе. Тогда и российская, и западная помощь восстановится в полном объеме. А выиграют Грузия и ее соседи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно