Примерное время чтения: 3 минуты
86

В. Путин: Жуликам - особые условия

ПОД ЗАНАВЕС года президент Владимир Путин все-таки высказал свое отношение к олигархам. Причем если комментариев по делу "ЮКОСа" у него требовали чуть ли не в открытую, то публичного оглашения общего курса взаимоотношений власти и капитала многие ждали со страхом и трепетом.

"Я СПЛОШЬ и рядом слышу, что законы были сложными и их невозможно было соблюдать. Да, законы были сложными и запутанными, но соблюдать их можно было вполне. Кто хотел, тот их соблюдал. Если пять - семь человек не соблюдали законы, это не значит, что все этого не делали. Но вместе с тем те, кто не соблюдал законы, кто сознательно жульничал, не должны быть в равных условиях с теми, кто их соблюдал", - заявил Владимир Путин на встрече с бизнесменами в Торгово-промышленной палате.

Иных уж нет

САМА собой всплывает ассоциация со слегка подзабытым неологизмом "семибанкирщина". Иные уж не с нами, но к старому списку добавились новые персонажи. Так что получается, что цифра эта как раз примерно соответствует количеству новых российских олигархов.

О том, как эти люди получили свои капиталы, давно известно. Объединившись в кратковременный союз, банкиры сделали предложение правительству Виктора Черномырдина. Суть - деньги в обмен на предприятия. Провести так называемые залоговые аукционы было поручено Госкомимуществу. А инициаторами выступили бывший в то время главой этого ведомства Альфред Кох и президент ОНЭКСИМ-банка Владимир Потанин. Первым стала компания "Сургутнефтегаз". Ее отдали за 90 млн. долларов. "Норильский никель" оценили в 170 млн. За контрольный пакет "Сибнефти" попросили 100 млн. Примерно тот же порядок цифр получился при оценке "ЮКОСа", "ТНК", "СИДАНКО". Банкиры выделили правительству кредиты под залог акций этих и других крупнейших предприятий. Деньги государство, естественно, вернуть было не в состоянии. В результате компании обрели новых собственников.

Интересно другое. Есть версии, согласно которым все банки, участвующие в аукционах, были так или иначе связаны с правительством. Через эти кредитные организации проходили деньги многих государственных ведомств и комитетов. Получается, что на выкуп госпредприятий частично пошли государственные же деньги.

Однако даже десятилетний опыт не помог. Аукционы по-прежнему проводятся не по закону, а "по схеме", которую так хорошо отработали нынешние олигархи. Свидетельство тому - продажа в прошлом году контрольного пакета "Славнефти". От участия в конкурсе были последовательно оттеснены все претенденты. А контроль над последней государственной нефтяной компанией получили "Сибнефть" и "ТНК". Аукцион завершился через четыре минуты после начала, а сумма, полученная за "Славнефть", по оценкам некоторых экспертов, была занижена почти в два раза.

К ответу!

НАРАВНЕ с теми, кто получил в собственность огромные капиталы, ответственность должны нести и те, кто эти богатства отдавал. Список кандидатов, призванных ответить за свои дела, может пополниться именами Альфреда Коха, Андрея Вавилова, Владимира Соколова, Игоря Липкина, которые в разное время возглавляли ведомства, причастные к проведению аукционов. А могут быть и чиновники повыше, многие из которых до сих пор занимают ответственные государственные посты.

Кандидатом на "отсидку" может стать любой из сегодняшних олигархов. Но не лучше ли предложить им полностью расплатиться за те предприятия, благодаря которым они стали обладателями миллиардных состояний? Или обязать их вернуть долги по налогам. Может, тогда и сажать не надо будет?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно