Примерное время чтения: 6 минут
106

На Дон обрушился Кармадон

В ЧЕТВЕРГ вечером в подъемный ствол шахты "Западная - Капитальная" в Новошахтинске Ростовской области неожиданно хлынул поток воды, отрезавший горнякам, находившимся в забое, путь наверх. 25 человек смогли выбраться из шахты в первые часы после аварии. Остальные 46 находились под землей, и связи с ними не было. Среди них - директор шахты Василий Авдеев, который в тот день был назначен на должность и принимал дела. В субботу на поверхность поднялись 33 человека. Они прошли под землей 7 километров, вышли к так называемой инспекторской подъемной клети и по телефону связались со спасателями.

ВЕСЬ субботний вечер родственники спасенных шахтеров с глазами, полными слез, встречали каждую машину "скорой помощи" у горбольницы. Вопреки казенным окрикам стражей порядка: "Не положено!" старались прикоснуться к дорогим и любимым, которых уже не надеялись увидеть в живых.

- Жив! - охнула стоящая рядом со мной Лариса Клочкова, глядя, как мужа Володю бережно выносят из "скорой" и кладут на носилки. Чернолицый худой шахтер слабо улыбнулся: "Будем жить".

- Тринадцать лет он в шахте. Из-под земли не вылезал, чтоб на кусок хлеба заработать. - Лариса плачет, но уже от счастья. - Мы ведь не живем, мы выживаем в этом городе. Такое существование для каждого - моральная смерть. Но пусть лучше так, чем смерть настоящая. Я его в шахту больше не пущу. Он у меня один.

Аварию ждали все

ДЛЯ СПАСЕНИЯ тринадцати оставшихся под землей горняков со стороны соседних двух шахт - имени "Комсомольской правды" и Ленина - бьют ход к шурфам "Западной". Говорят, это единственный шанс вызволить находящихся в подземном плену шахтеров. Одновременно пытались остановить поток, засыпав ствол бетоном и щебнем. Но тщетно. Вода хлынула с новой силой. Счет уже идет не на сутки, а на часы.

Заплаканная женщина спрашивает у меня: "Вы тоже кого-то ждете?!" Ее муж Сергей Войтенюк в числе тринадцати несчастных, замурованных на глубине 800 метров.

- Сергей не хотел туда идти, как чувствовал! Давно собирался бросать все, но постоянно откладывал. Надеялся, что снова начнут давать зарплату, что будем жить как люди. В тот день перед уходом, как обычно, поцеловал меня и сказал: "Все будет хорошо". Я об одном Бога прошу: только бы Сережа вернулся! Не смогу я без него, не смогу...

Валентина Нихаева, жена другого шахтера, рассказывает:

- Володя всю жизнь проработал на этой шахте, награжден тремя орденами Славы. В тот день я вернулась домой - на столе записка "Я на второй смене". А он в тот вечер не должен был спускаться в шахту: уже отработал свою смену. До сих пор не могу прийти в себя. Знаю одно: он должен вернуться ко мне и к детям. Я верю...

А уцелевшие шахтеры не сомневаются: то, что произошло, - не случайность. Похожая авария случилась на "Западной" в феврале нынешнего года. Тогда, чтобы остановить затопление нескольких стволов, их попросту засыпали. И вот ситуация повторилась.

- Большой воды ждали, в этом я уверен, - говорит Константин Дорошенко, один из четырех шахтеров, спасшихся самостоятельно в первые часы аварии. - В последнее время мы, не переставая, откачивали воду - она сочилась изо всех щелей. Думаю, в шахту вообще нельзя было пускать людей. В тот день моя бригада ушла на участок, а меня направили на откачку. Только поэтому я спасся раньше. Когда хлынул поток, мы с напарником оказались по грудь в холодной воде. Ринулись к клети. Она начала двигаться вверх и вдруг зависла - отрубилось электричество. В темноте не было видно, насколько высоко поднялась вода. Вдруг клеть дернулась и поползла вверх. Это было чудо.

Уголь падения

В МАРТЕ прошлого года ОАО "Ростовуголь", доведенное до ручки собственными руководителями, приказало долго жить. Вместо него на свет появилось предприятие с новой формой собственности и старыми нерешенными проблемами - ООО "Ростовуголь". В ее активе был многообещающий инвестиционный договор на 640 миллионов рублей с крупным холдингом "Русский уголь", а в пассиве - пять работающих шахт из 28 и тысячи измученных хроническим безденежьем горняков.

Зарплату, повышенную на 30 процентов, благодетели посулили выплачивать до 15-го числа каждого месяца.

- Последний раз я получил зарплату в марте, - говорит Константин Дорошенко. - Как мне кормить себя, жену, детей и старую мать? Нас заставляют бесплатно работать, платить за уголь, который мы добываем. Его всегда бесплатно давали, теперь тонна стоит 1900 рублей. А ведь мы за сутки добываем угля столько, что всем бы хватило выплатить месячную зарплату. Что теперь будет с шахтой? Закроют, наверное, - после аварии хозяину нерентабельно ее восстанавливать. А жаль. Здесь столько угля - по золоту ходим...


БОЛЬШЕ половины акций ОАО "Ростовуголь" находится в собственности государства. ООО "Ростовуголь" - лишь арендатор имущества первой компании. Вот как прокомментировал данную ситуацию 1-й зам. председателя независимого профсоюза угольщиков России Рубен Бадалов: "Теперь каждая из сторон будет использовать аварию в свою пользу. Ведь, когда в феврале на этой же шахте случился прорыв воды, чиновники выступали за то, чтобы закрыть предприятие. А арендаторы требовали компенсировать затраты на восстановление шахты из федерального бюджета. Поговорили и разошлись. Ни чиновникам, ни коммерсантам нет дела до людей. Первым легче прикрыть шахту, но тогда почему бы не позаботиться о тысячах шахтерских семей, которые живут на зарплаты своих мужчин? А арендаторы - временщики, им бы получить прибыль и раствориться. Но я бы не стал связывать эту трагедию с вопросом частной собственности на угольных предприятиях. Многие частники, кстати, сами заинтересованы в том, чтобы соблюдать нормы технической безопасности. Проблемы там, где непонятно, кто хозяин".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно