Примерное время чтения: 7 минут
282

ДоУголовный ШАнсон Олега Митяева

Про шансон...

- ОЛЕГ, будьте добры, растолкуйте, что такое "бардовская песня"?

- Лучше процитирую Визбора, который сказал: "Нет песни самодеятельной или профессиональной, есть хорошая и плохая". Я тоже не делю их на "бардовские" или "патриотические", "авторские" или "самодеятельные". А по поводу "русского шансона", к которому меня тоже иногда причисляют, могу сказать: он, к сожалению, ворвался в нашу жизнь, перепутал все карты и нанес такой же ущерб, как социалистическая революция.

С замечательным словом "шансон" всегда ассоциировались Шарль Азнавур или Серж Гинзбур (люди, которые что-то негромко, тепло и интеллигентно пели о жизни), а не то, что сегодня звучит на радио "Шансон". Каждый раз, когда я встречаюсь с руководителями станции, они клянутся, что поменяют формат и уберут из эфира весь "блатняк". Но, видимо, любовь к деньгам сильнее этого желания. Поэтому на волнах "Шансона" по-прежнему звучит убогая "Мурка" в различных вариациях. Увы, благодаря этому в России "шансон" ассоциируется исключительно с блатняком, тюрьмой, парашей.

- Может быть, вы обижены на радио потому, что ваши песни нечасто крутят в эфире?

- Я не обращаю внимания на то, как часто меня крутят на радио или ТВ. Если бы я ставил цель раскрутить песню, то без труда нашел бы средства, снял клип, разместил бы его в эфире и т. д. - в общем, сделал бы так, чтобы песня звучала изо всех дыр. Но мне этого не нужно. Увы, сегодня нет того, что было раньше, - ты написал талантливую песню, ее услышали, разыскали тебя и пригласили в эфир.

- Сегодня большинство музыкантов в таком положении. Даже Шевчук и Градский жалуются, что на ТВ не пробиться. Может быть, вы не создаете отвечающий музыкальной моде продукт?

- Лучшие песни Шевчука, Градского, Макаревича, Гребенщикова не могут быть современными или несовременными. Их песни, во всяком случае, гораздо лучше тех, которые размещены в эфире за деньги.

Как-то я показал Шевчуку песни из нового альбома и посетовал на несовершенство аранжировок. А он мне сказал: "Какая разница, какие аранжировки, были бы песни хорошие". И в этом - сермяжная правда. А для чего музыканты себя активно рекламируют в эфире? Чтобы было больше концертов? Но у меня их и так 25 в месяц. И потом, я нахожусь в таком возрасте, когда уже понимаешь, что заработать много денег - это не самое главное и интересное.

Сейчас мы с Тамарой Гвердцители и другими исполнителями такого же уровня будем записывать целый альбом на стихи Пушкина. Конечно, он будет записан не в стиле рэп, а с симфоническим оркестром. Или симфонические оркестры сегодня неактуальны? Понятно, что такую музыку слушает небольшая прослойка людей, потому что для этого нужны вкус, музыкальное образование и какой-то интеллект.

- Знаю, несколько ваших песен спел Михаил Шуфутинский и вы не очень довольны сотрудничеством с этим исполнителем. Почему?

- По-моему, эта история уже набила оскомину. Михаил Захарович однажды спросил: "Можно я буду петь некоторые ваши песни?" Я ответил: "Пойте на здоровье". Но потом он вдруг стал нечистоплотно себя вести в отношениях с авторами, идти на какие-то мелкие хитрости, выставил меня в неприглядном свете, мол, я чего-то требую от него. Про Розенбаума он то же самое говорит. В общем, не хочется распространяться, но и у других авторов накопились претензии к Шуфутинскому. У Окуджавы есть строчки, которые хорошо иллюстрируют эту историю: "...Я мог бы написать, себя переборов, "Прогулки маляров", "Прогулки поваров"... Но по пути мне вышло с фраерами".

... "заказуху"

- ВЫ когда-нибудь писали песни по заказу?

- В моем случае можно говорить про два "заказных" произведения. Мэр города Тольятти попросил меня написать песню про их город, и я сказал, что с удовольствием напишу...

- И назвали цену...

- Нет, мне сначала подарили машину ("Жигули" 63-й модели с третьим двигателем) и попросили: "А если получится, напишите песню". Песню я написал, и теперь под нее отправляют поезда с Тольяттинского вокзала, и для жителей этого города я, может быть, так и остался автором одной песни. В других городах петь ее сложно, потому что там есть такие строчки: "Послушай, приятель, ты не был в Тольятти, а значит, и женщин красивых пока не видал". После этого тольяттинцы подарили мне еще девять машин в течение десяти лет.

- За одну песню десять машин?!

- Да, но это были разные люди, под разными впечатлениями и при разных обстоятельствах... Про город Томск у меня тоже есть "заказная" песня, и если все пойдет, как намечено, то на следующий год к юбилею города эту песню должна запеть вся страна. Сам я не набивался, но грех было отказываться от участия в таком проекте, тем более что режиссер Юрий Грымов будет снимать клип на эту песню. Будут проплаченные эфиры, и песню про Томск, надеюсь, услышат.

...и книги

- У ВАС никогда не было желания написать книгу в прозе?

- Мы часто гуляем вместе с соседкой по даче писательницей Викторией Токаревой, и она мне как-то сказала: "Если бы ты сильно хотел, ты бы уже 20 лет писал. Но в твоем возрасте остается писать только дневники". Я несколько раз принимался, но не получалось, во-первых, для этого нужно очень много времени, во-вторых, нужно определенное владение формой, которое приходит не с одной-двух попыток, а когда уже есть какое-то количество опусов в прозе. И потом, мне кажется, что я еще не все сделал в песнях. Ведь я пока даже не выучил нотной грамоты, так что у меня большой резерв.

Поэтому мои книги - это просто сборники с текстами песен, нотами и аккордами. В только что изданной "Вечной истории" есть фотографии и песни, ранее не публиковавшиеся.

- В книгу даже включены записки от зрителей. Можете вспомнить самые памятные послания?

- Конечно, большинство из них привязаны к конкретному концерту и "выстреливают" в концертном зале, каждый из которых с местными особенностями. Но есть незабываемые, например: "Дорогой Олег, как жаль, что таких мужчин, как вы, не бывает в жизни". Или: "Олег, год назад после вашего концерта я бросил пить, полгода назад после очередного выступления в нашем городе завязал с курением, рискуя последней радостью в жизни, сегодня пришел опять..."


РЕДАКЦИЯ предоставляет возможность всем желающим приобрести по почте первое издание книги О. Митяева "Вечная история", в которой собраны захватывающие воспоминания о жизни, творчестве и встречах с интересными людьми, дополненные уникальными фотографиями, впервые приведены тексты всех популярных песен автора с нотами. Стоимость книги с расходами по пересылке - 165 руб. (без авиатарифов). Оплата при получении. Подписчикам "АиФ" предоставляется скидка 15%. Заказы (и данные своего подписного абонемента) присылайте по адресу: 125195, г. Москва, а/я 42, "АиФ". Справки по вопросам оптовой закупки: (095) 319-82-14, 8-3832-3610-26.


Анекдот в тему

Один новый русский говорит другому:

- Вован, ты чё, бросил занятия на гитаре?

Тот отвечает:

- Понимаешь, Колян, на гитаре 6 струн, а у меня 5 пальцев.

- Да, - говорит Колян, - какие же мутанты на рояле играют!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно