Примерное время чтения: 5 минут
110

"Трудный клиент"

В ПОНЕДЕЛЬНИК к В. Путину в Сочи прилетел президент Беларуси А. Лукашенко. Лидеры встретились на фоне очередного похолодания в двусторонних отношениях. Сначала Минск затормозил введение российского рубля в качестве единой расчетной валюты, а также приватизацию "Газпромом" белорусских газовых магистралей. Москва в ответ пригрозила повысить цены на поставляемый в республику газ.

"Мы один народ"

ОЗНАЧАЕТ ЛИ это, что на строительстве союза двух "братских стран" ставится жирный крест? По сведениям "АиФ" из кремлевских источников, по крайней мере руководство России и лично президент В. Путин так вопрос не ставят. В Кремле понимают, что от объединения нам никуда не уйти. О том же говорят и ведущие аналитики.

- Достаточно взглянуть на карту, отражающую товарно-транспортные потоки, чтобы понять значение Беларуси для нашей экономики, - говорит депутат Госдумы Николай Гончар. - Я имею в виду транзит нефти, газа, других товаров, которые идут в Европу и из Европы. Альтернативы союзу России и Беларуси нет. Другое дело, что необходимо реальное объединение, а не его имитация.

- Беларусь занимает стратегическое положение в Восточной Европе, - напоминает бывший начальник Аналитического управления Парламентского собрания России - Беларуси Александр Рудаков. - Не забудем, что там находятся наши военные объекты - узел связи ВМФ России и станция раннего ракетного предупреждения в Барановичах. Наконец, Беларусь по-прежнему надежно охраняет наши западные рубежи, препятствуя транзиту наркотиков и контрабанде оружия.

- Я вообще считаю, что мы один народ, - утверждает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. - Разница между русскими и белорусами гораздо меньше, чем разница между восточными и западными немцами или северными и южными японцами. И было бы нелепо разойтись из-за каких-то политических или экономических разногласий. А они, к сожалению, неизбежны. Мне кажется, что у Александра Лукашенко просто нет желания идти на более тесный союз.

В Кремле президент Беларуси давно заслужил репутацию "трудного клиента". Человек по натуре резкий, горячий, он еще на заре своей политической карьеры привык "резать правду-матку" и рубить с плеча. Угодить ему очень непросто.

А ведь каких только вариантов объединения не предлагали! Один из самых радикальных - союз с единым президентом во главе. При этом в Кремле прекрасно понимали, что самому Лукашенко такой союз дает шанс собрать фантастический урожай на российской политической ниве. И если не в 2004 году, то в 2008-м на выборах единого президента перед ним открывались блестящие перспективы. Горячий белорус, будучи ярким, харизматическим лидером, вполне мог бы стать единым кандидатом от левых сил взамен постаревшего Г. Зюганова. Такой вариант с ним откровенно обсуждали на самом высоком уровне.

Однако политический компромисс не состоялся. Тогда был предложен более мягкий вариант - с экономической интеграцией и введением единой валюты. Лукашенко поначалу согласился. Минску предоставили стабилизационный кредит в 2 млрд. рублей. "Газпром" продолжил продавать "сябрам" газ по внутрироссийским ценам - менее 30 долл. за тысячу кубометров. Для сравнения: Украина покупает наше "голубое топливо" по 50 долл. за 1000 кубов, Литва - по 70 долл. Кстати, внутри Беларуси дешевый российский газ тоже продавался примерно за 50 долл. Разница в 20 долл. шла в фонд, полностью подконтрольный президенту республики.

Искушение ссорой

НО "помолвка" была недолгой. Внезапно белорусский лидер охладел к идее введения единого рубля. В Минске заговорили о некой внушительной сумме, которую Россия должна выделить на реализацию такого проекта... В чем причина демарша? "Лукашенко прекрасно понимает: если события будут развиваться по схеме В. Путина, то через 3-4 года он и связанная с ним политическая элита не смогут управлять экономикой так, как теперь, и рискуют потерять власть. В стране появится базис для реальной оппозиции, ориентированной на всемерное развитие отношений с Россией", - считает Н. Гончар.

А в Москве между тем крепко задумались: как дальше "дружить домами" и какую цену мы готовы заплатить за дружбу?

По нашим данным, решено все-таки продолжить переговорный процесс. В Кремле отдают себе отчет, что союзное строительство - тяжелый кропотливый труд. Во всяком случае, никто не собирается разыгрывать эту карту к предстоящим президентским выборам. И спешить "положить к ногам избирателей ключ от братской Белоруссии".

Хотя некоторые горячие головы и советуют В. Путину форсировать процесс. Мол, не худо бы поскорее заменить "батьку" на какого-нибудь "своего парня", более сговорчивого и предсказуемого. Помочь белорусской оппозиции. Ударить по Лукашенко, используя все информационные и экономические рычаги.

Но подобные замыслы остаются не более чем разговорами досужих политтехнологов. Кремль все-таки рассчитывает найти взаимопонимание с А. Лукашенко. Сочинская встреча - тому подтверждение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно