aif.ru counter
84

Экзамен на три буквы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 02/07/2003

31 ИЮЛЯ ровно в 00 часов вузы подведут черту, и те, кто окажется над ней, станут студентами. Закончится третий год эксперимента по единому госэкзамену - ЕГЭ.

НАПОМНИМ, что ЕГЭ заменил собой выпускной и вступительный. 11-классники отвечают на вопросы теста. Результат идет в аттестат и засчитывается при поступлении в институт. Причем абитуриенту необязательно подавать документы лично - достаточно прислать в приемную комиссию копии ЕГЭ-свидетельств. Документы можно закинуть сразу хоть в 5, хоть в 25 вузов. Претендентов ранжируют по убывающей - от высоких баллов к низким. 31 июля вуз определит, какой балл является проходным, и подведет черту. Министр образования Владимир Филиппов рассчитывает, что в этом году "около половины студентов не будут сдавать вступительные экзамены". Эксперимент набирает силу. В 2001-м в нем участвовало 5 регионов. В нынешнем - уже 49, то есть половина российских выпускников.

Правда, далеко не все вузы согласны на ЕГЭ. В этом году в эксперименте согласились участвовать 464 института, в основном те, что находятся в регионах, где этот ЕГЭ проходит. Столичные учебные заведения присоединяться не спешат. В Петербурге ЕГЭ примут в 40 институтах, в Москве - только в 15, да и то не на все специальности. Наибольшие сложности, по словам 1-го зам. министра образования Виктора Болотова, возникают с медицинскими вузами. Ректоры опасаются, что ЕГЭ существенно снизит планку.

Сопротивляется нововведениям не только столица. Крупные университетские регионы, например Саратов и Екатеринбург, тоже не в восторге. "Эта мера не до конца продуманная и опасная, - считает ректор Уральского государственного университета Владимир Третьяков. - ЕГЭ лишает вузы самостоятельности. Пусть ЕГЭ останется как аттестация для средней школы, вузы же сами разберутся, каким образом учитывать его результаты".

"Единый госэкзамен не установит равенства возможностей для всех школьников, - убежден и Станислав Набойченко, ректор Уральского государственного технического университета. - И не поможет бороться со взяточничеством в вузах - взятки просто переместятся в школу".

"Тесты действительно сложные, - говорит сопредседатель Российского общественного совета по развитию образования Ирина Хакамада. - Самое главное, что это возвращает все на круги своя: чтобы сдать тест, родителям опять придется нанимать репетиторов".

Тесты состоят из трех частей. Группа "А" - самая легкая. "С" - самая трудная. Рассказывают, что когда тест по химии предложили химику, академику РАО Геннадию Ягодину, он смог ответить только... на четверку.

По данным Центра тестирования, больше половины учеников даже не пытаются приступить к заданиям "С". Директор центра Владимир Хлебников считает, что сейчас тесты позволяют адекватно оценить знания в лучшем случае только половины учащихся.

Большой вопрос - надо ли вводить тесты по "творческим" дисциплинам: литературе, истории, даже русскому языку. "Тесты по литературе - абсурд. Они сформулированы по принципу: "В каком из произведений героиня пролила подсолнечное масло: в романе "Мертвые души", "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита"?" - говорит преподаватель литературы московской школы Лев Айзерман.

Тем не менее литература пока самый урожайный на отличные оценки ЕГЭ. В прошлом году за этот экзамен получили пятерки 13,3% выпускников. В среднем же максимальное количество баллов (100) по разным предметам набрали меньше 0,1% сдававших - грубо говоря, один школьник из тысячи.

Ученики все-таки предпочитают живое общение с преподавателем. "Мне это не нравится, - говорит Карина С., ЕГЭ ей предстоит в будущем году. - Сидишь наедине с листом бумаги. Сдавать учителю гораздо приятнее. Кроме того, они нас давно знают, и знают, кто из нас чего стоит".

"Сама идея ЕГЭ хорошая, - считает Константин Вашенкин, он сдавал ЕГЭ одним из первых в 2001 году и теперь учится в одном из вузов Башкирии. - Но пока ее нельзя реализовать по одной простой причине - сегодня нет равного качества образования. Если единый экзамен, значит, и оценка в любой школе должна быть равной по качеству. Например, пятерка по математике в физико-математическом лицее в Москве должна быть такой же пятеркой в школе рабочего поселка Варнавино. Но даже у нас в Уфе в разных школах оценки разные. Поэтому для того, чтобы выйти на ЕГЭ, надо уравнять качество образования".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы