Примерное время чтения: 4 минуты
96

Василь Быков. Непримиримый

ВАСИЛЬ БЫКОВ ушел на 80-м году жизни, спустя три дня после того, как отметил свое 79-летие. Большая часть его творчества была посвящена событиям Великой Отечественной войны - "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", "Дожить до рассвета", "Обелиск", "Сотников" и др. В 1974 году Быков был удостоен Государственной премии СССР. За повесть "Знак беды" он получил в 1986 г. Ленинскую премию. Мало кому из писателей при жизни устанавливали памятник. 19 июня в г. Старые Дороги, что в 100 км от Минска, открыли новый постамент - гранитный камень с бронзовым барельефом Быкова. Устанавливать памятник писателю-диссиденту в столице Белоруссии власти запретили. Быков присутствовать на торжествах отказался - мол, "не любит появляться на публике". Спустя три дня он скончался.

Писатель, не ладивший с властями своей родины, много лет назад был вынужден покинуть Белоруссию. Предложения принять Быкова пришли из Литвы, России, Германии. Такова ирония судьбы: дети и внуки его книжных героев - немецких фашистов - предоставили писателю не только политическое убежище, но и возможность жить и работать. За рубежом Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Народный писатель Белоруссии прожил 6 лет (сначала в Финляндии, после в Германии и, наконец, в Чехии). Во Франкфурте-на-Майне Быков получал небольшую стипендию. Правительство Чехии выплачивало писателю пенсию. Гонорары от книг были небольшими - на родине его книги выпускали лишь редкие независимые издательства малыми тиражами. Для белорусских властей до последнего времени Быков оставался нежелательной персоной.

Хотя в Белоруссию он наведывался. Сюда писатель приехал, чтобы пройти реабилитационный курс после операции по удалению опухоли желудка. Но болезнь не отпустила его. Это интервью было записано за месяц до того, как Быков оказался в реанимации онкологической больницы в Боровлянах под Минском.

- Вы по-прежнему остаетесь политическим изгнанником...

- Я вынужденно живу за границей. Режим, который создался у меня дома, не дает мне жить и работать там. Как можно жить в стране, где действуют "эскадроны смерти"? Они созданы правительственными структурами и уничтожают людей. Прежде всего, конечно, пропадают те, кто находится в оппозиции власти. Естественно, средства массовой информации России об этом говорят сквозь зубы.

- Белорусская власть не пыталась купить вас?

- Не проходило и недели, чтобы эта власть руками своих или российских писак не поливала меня грязью, не компрометировала, не пыталась изничтожить. Поэтому о какой купле может идти речь? Заключенного концлагеря не покупают - его истребляют.

Думаю, что для подобных режимов известность тогда в цене, когда художник служит власти, обслуживает ее интересы. В других же случаях человека просто передают полицейскому ведомству, и ему уже приходится бороться не за интересы общества или во имя какой-то идеи, а лишь за свою возможность элементарно выжить.

- Каков, на ваш взгляд, наиболее приемлемый вариант взаимоотношений России с Белоруссией?

- Я хотел бы уточнить разницу между понятиями "союз государств" и "интеграция". Никто в Белоруссии не возражает против союза, против сотрудничества республики с любым другим государством. Может быть, с Россией даже в первую очередь, поскольку она - соседка Белоруссии, как Литва, Польша и Украина. В данном же случае словосочетанием "союзное государство" прикрываются совсем другие дела и акции. Все это, конечно, делается с одной целью - восстановления великой советской империи. Не понимать этого могут только недалекие политики. Ну а коммунисты свое дело продолжают, у них все установлено давно. Поэтому руководство Белоруссии держит связь с Россией в основном через коммунистические силы. Но я хотел бы предупредить россиян: после того как в Российскую Федерацию вольется антидемократический белорусский режим, она не станет ближе к демократии. Наоборот, это объединение отбросит Россию назад в демократическом развитии на порядок.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно