aif.ru counter
23.04.2003 00:00
72

Иерусалим земной и Небесный

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 23/04/2003

На вопросы корреспондента "АиФ" отвечает митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР

- ВАШЕ Высокопреосвященство, 26 апреля состоится всеправославная молитва о мире на Святой земле. Инициатива принадлежит общественным организациям: Международному фонду апостола Андрея Первозванного и Центру "Национальная слава России". Возглавляет оргкомитет проекта "Просите мира Иерусалиму" полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко.

Акция широко поддержана общественностью России, Украины и Белоруссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил такое молебствие во всех храмах Русской Православной Церкви. Эту инициативу поддержали и предстоятели других поместных православных церквей. Почему эта акция вызвала такую широкую поддержку?

- Все мировые религии признают Иерусалим священной землей, и возникающие здесь смуты и кровопролития, угрозы ее святыням вызывают острую боль в сердцах верующих. Силы зла, диавольские легионы особенно яростно штурмуют твердыни добра, святыни Божии. Поэтому люди даже не столько понимают, сколько чувствуют: умиротворение на Святой земле стало бы благом для всего человечества, а утверждение там зла может обернуться всемирной катастрофой.

- Способна ли предстоящая акция "Просите мира Иерусалиму" содействовать налаживанию конструктивных взаимоотношений между государствами, принимающими в ней участие, - Россией, Украиной, Грецией, Сербией, Болгарией и другими?

- Православные народы Христом Спасителем призваны к взаимной любви - духовное родство между ними несравненно выше родства кровного. Вот почему взаимопонимание между государствами православного мира естественно, а всяческие, даже малые, конфликты - противоестественны. Они говорят только об одном: об ослаблении православной духовности и, следовательно, духовного родства. Разумеется, единение в молитве, тем более в столь насущной, способствует единению духовному. Надеюсь, вы согласитесь с тем фактом, что союзы на основе любви всегда прочнее и конструктивнее соглашений прагматических, ищущих лишь выгоду и легко разрушающихся при изменении политической конъюнктуры.

- Что такое православный мир для вас? Можно ли говорить о православной цивилизации как о серьезном действующем лице в процессе развития мирового сообщества?

- Православный мир - это величайшая семья Божия, семья любимых и любящих, где каждый человек и каждый народ радуют всех неповторимой, самобытной красотой своей души. Эта семья едина не только на Земле, но и в вечности - у Бога нет мертвых.

Что же касается православной цивилизации... Во все века своего существования она облагораживала человечество. Научные и культурные достижения русской православной цивилизации стали ключевыми для развития цивилизации всемирной: достаточно назвать имена Менделеева, Циолковского, Зворыкина... Нынешнее унижение России есть следствие упадка православной духовности, возрождение которой вновь может, и в кратчайший срок, восстановить ее величие и, позвольте так выразиться, цивилизационное значение.

Сейчас некоторые идеологи не только отрицают миссию православной цивилизации, но и говорят о наступлении всемирной "постхристианской эры". Но такое "постхристианство", то есть отказ от Христовой Любви, столкнуло бы человечество в бездну ненависти и разрушительного аморализма.

- Какие следующие шаги могли бы быть инициированы общественными силами по завершении проекта "Просите мира Иерусалиму"?

- "Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся", - сказано в Священном Писании. За прошением мира Святой земле может последовать прошение мира всему миру, молитвенное противостояние силам ненависти и злобы всюду, где они проявляются.

- В интервью "АиФ" вы говорили о том, что традиционная культура России выросла на основе православия. Вы сказали, что даже известный всему миру храм Василия Блаженного на Красной площади - народное представление о Небесном Иерусалиме. Что такое Небесный Иерусалим?

- Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, - это одно из самых ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию - вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец может не видеть, что православие, явленное в таких формах как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности. Не знающий православия никогда не постигнет смысла российской истории, не сможет по-настоящему понять творений Рублева и Нестерова, Гоголя и Достоевского, Глинки и Мусоргского. Увы, за сохранение существующего невежества, насажденного большевистским тоталитаризмом, сегодня ратуют многие - например, те, кто противится введению в школах предмета "Православная культура". Новые поколения русских людей тоже хотят превратить в "Иванов, не помнящих родства".

- Были ли вы в земном Иерусалиме? Что для вас связано с этим городом? Наблюдали ли вы одно из чудес схождения благодатного огня на Гроб Господень? Как часто это происходит?

- Паломничество на Святую землю мне довелось совершить дважды - в 1975 и в 1998 годах. Память о местах, где протекало земное житие Христа Господа, о поклонении величайшим Его святыням поныне придает мне вдохновение и силы для многотрудного архипастырского служения. Но счастье увидеть чудо благодатного огня мне не выпало - я был в Иерусалиме не в пасхальные дни, а чудо это совершается ежегодно на Святую Пасху.

- В этом году вся Россия впервые в прямой трансляции увидит это чудо из чудес. Скажите, может быть, СМИ нужно хотя бы изредка показывать чудеса, которые христиане наблюдают ежегодно? Нужны ли трансляции торжеств Преображения Господня на горе Фавор и Крещения Христова на реке Иордан?

- Разумеется, хотелось бы, чтобы в СМИ, и не только изредка, а как можно чаще, допускались свидетельства о Боге Вселюбящем и вообще материалы, пробуждающие высокие духовные чувства, зовущие к святой любви, добродетели, нравственной чистоте. Возможности, которыми располагают СМИ, сами по себе нейтральны: могут служить как добру, так и злу. Сейчас российский телеэфир насыщен пропагандой жестокости, похоти, пошлости, это очень злое, бесовское дело, нацеленное на растление народа и разрушение государства. Хотелось бы, чтобы у тележурналистов начала пробуждаться совесть, чтобы электронные СМИ стали служить добру.

- Где вы встретите 26 апреля?

- Со своей среднеазиатской паствой в главном храме епархии - Ташкентском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы.

- В ответе ли мы за зло, происходящее в мире? Являются ли наши грехи и прегрешения причиной войн и катастроф, происходящих в мире?

- Нет смысла примерять дальний, всемирный масштаб, когда чудовищное бедствие творится прямо у нас перед глазами. Статистика свидетельствует о демографической катастрофе в России: наш народ вырождается и вымирает. Равнодушный коррумпированный чиновник, прелюбодей, разрушивший свою семью, женщина, сделавшая аборт, убившая младенца в своей утробе, - прямые соучастники нынешних российских бедствий. Из содеянного такими, как они, зла и слагается катастрофа.

Грешнику совершенное им зло может казаться "малой каплей", но эти капли, собираясь вместе, образуют потоки зла, вызывающие вселенские бедствия. В Евангелии сказано: "Грех царствует к смерти" - это всегда так. Тем, кто не утратил совести, нужно спешить с покаянием, нужно учиться побеждать зло добром.

Продолжение материала о Валааме читайте в ближайших номерах.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество