102

Галина Волчек о любви и зависти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 12/03/2003

НАКАНУНЕ 8 Марта наш корреспондент отправился к одной из самых знаменитых женщин России, давнему другу "Аргументов и фактов" - художественному руководителю театра "Современник" Галине ВОЛЧЕК. И, оторвав Волчек от репетиций спектакля "Анфиса", который возвращается на сцену после двухлетнего перерыва, поговорил с ней...

...об обидах и прощении

- ВЫ присутствовали на недавней встрече Путина с деятелями культуры?

- Имеете в виду Президентский совет? Нет. Меня оттуда... Как бы это сказать... Уволили? Нет, так нельзя говорить, это же не место работы. А, исключили, вот! Проблема не в том, что меня заменили на уважаемого мною певца Николая Расторгуева. Я вполне готова признать, что есть более достойные и молодые люди. Дело в том, что мне об этом даже не сообщили. Я узнала обо всем случайно от одной возмущенной коллеги. Ответила, что очень уважаю этого певца, но о "замене" слышу впервые. Почему так получилось? Понятия не имею. Мне никто ничего не сказал. Наверное, это издержки воспитания.

- Вас это обидело?

- Меня это удивило. Обидеть меня очень сложно. Потому что у меня выработался иммунитет к обидам. Давно.

- Как у вас это получилось?

- Наверное, на каком-то возрастном рубеже поняла, что такое прощение и покаяние. Слова немодные, пафосные, как теперь говорят. Но без них сложно обойтись в предъявлении высокого счета прежде всего к себе. И к окружающим. Тогда я и поняла, что простила всех, кто предавал меня, делал больно, пытался уничтожить. Мне недосуг, но если собрать все, что написали про меня за те годы, в течение которых я, с их точки зрения, осмелилась возглавлять "Современник", то это будет кошмарный обвинительный акт. В котором будет все, начиная с того, что я не режиссер, и заканчивая вопросом о том, как может такая талантливая артистка, как Неелова, работать с таким бездарным режиссером, как Волчек. Но я всех простила. Не буду с ними чай пить, конечно. И под ручку ходить и улыбаться, это уж точно. Но я научилась принимать это как свою судьбу. И не желать им зла.

...о Путине и власти...

- СЕГОДНЯШНИЕ взаимоотношения власти и интеллигенции сильно отличаются от тех, что были раньше?

- Я не политик абсолютно. Поняла это окончательно, когда была депутатом в Думе. Для меня главное в жизни и в профессии - это человек и человеческие отношения. Что в политике под запретом. Как политик я нахожусь на уровне детского сада и в первую очередь воспринимаю то, на что другой не обратит внимания, - на человеческие качества, выражение глаз. Когда меня спрашивают про президента, я говорю, что как законопослушный человек (я так воспитана, в отличие от тех, кто родился диссидентом и выступает против любого закона, какой бы он ни был, хороший или плохой) отношусь к нему с уважением. Встану, когда он войдет в помещение. Потому что так положено.

Если говорить о действующем президенте и моем отношении к нему, первое, о чем я подумаю, - симпатичен он мне как личность или нет. И когда я набираю плюсы для этого человека, прежде всего отмечаю благодарную память Путина. Примеры? Хотя бы его отношение к Собчаку. Когда-то я вычитала у Фрейда, что человека надо судить не по словам и даже не по поступкам, а по оговоркам и междометиям. Я, как режиссер, который смотрит на любого человека словно через рентгеновский аппарат, вижу у Путина такие "оговорки" в его отношении к Собчаку - уважительные. И для меня это важнее, а вовсе не то, как он строго посмотрел на кого-то или как крепко пожал руку Бушу. И не то, что он был в КГБ. Да, я ненавижу все, что привело к возникновению таких явлений, из которых родился спектакль "Крутой маршрут" (одна из самых пронзительных постановок "Современника" об узниках ГУЛАГа. - Прим. ред.), и тому, что миллионы людей оказались за решеткой. Но при этом понимаю, что и в КГБ были, есть и будут порядочные люди. И предвзятости к Путину как к бывшему разведчику у меня нет.

- Сейчас ведь людям творческим можно вообще не иметь дела с властью?

- А все так и живут. В самом начале перестройки я выпускала уже и не помню какой спектакль. Села за режиссерский столик и перед генеральным прогоном поймала себя на мысли, что не говорю помощнику "Начинай", а чего-то жду. И поняла неожиданно, что жду, когда придет приемная комиссия. Сейчас такого, к счастью, нет.

- Театр должен лечить общество?

- Не знаю, должен ли он лечить. Театр должен воздействовать. "Лечить" для меня не прямой глагол. Я всегда ищу глагол, потому что это самый лучший способ донести свою точку зрения. Когда я объясняю что-то артистам, то ищу не прилагательное, а именно глагол. Глагол "развлекать" не подходит ни в коем случае. Это вообще не задача театра. Болезнь ведь можно по-разному лечить - и гомеопатией, и народной медициной, и хирургией.

...о счастье и деньгах

- КАКОЕ чувство самое главное в человеке?

- Что значит "самое главное"? У каждого это чувство свое. Я однажды спросила одного далеко не глупого человека: "От какого чувства ты зависишь больше всего?" - "От страха", - ответил он. И был прав.

- А как быть с чувством зависти? Вы ее всю жизнь, наверное, ощущаете?

- Только к концу жизни с ужасом поняла, что есть два самых сильных чувства, ради которых человек способен на все. Это материнство, потому что ради ребенка нормальная мать способна на самые невероятные поступки. И зависть. Два по своей сути противоположных чувства. Если глубоко разбираться в природе любого проявления человеческой гадости и жестокости, то в основе всей скверны очень часто лежит зависть. Упакованная в разные совершенно фантики. И когда я это обнаружила для себя, мне стало страшно. Как я реагировала на зависть? Сначала удивлялась, потом плакала, потом возмущалась. Удивлялась изощрениям в желании уничтожить этой завистью, внутренним интриганством, которое она рождает. Но я научилась если не пропускать мимо это чувство, то хотя бы отстраняться от него благодаря каким-то духовным истинам, которые ты открываешь для себя в великих книгах и умножаешь на свой жизненный опыт.

Природу зависти каждый понимает по-своему. Я пытала себя на этот счет. Я вроде совсем уж не завистливый человек. Но ковыряю себя и вдруг понимаю, что тоже знаю, что такое зависть. Я не способна позавидовать ни деньгам, ни благополучию, ни красоте. Но... Вот сижу в машине и замечаю, как бодро по улице идет женщина, или с трудом поднимаюсь по лестнице, преодолевая ступени, и вижу женщину моего возраста, которая легко взлетает по этим ступенькам. Я не желаю, чтобы она поднималась так же, как я, - медленно и с одышкой. Но в этот момент я говорю: "Какая же она счастливая! Не знает, что такое эти остановки". А ведь если разобраться, что это? Тоже зависть.

- Деньги, по-вашему, - это благо или зло? Любовь к деньгам отрицает любовь к людям?

- Любовь к деньгам вряд ли можно назвать чувством. Скорее, это свойство. Для меня лично. Один будет любить просто складывать "Ленина с Лениным", как говорила моя подруга в бытность хождения советских денег с вождем на купюрах. А другой будет стремиться иметь эти купюры не ради того, чтобы они у него были, а чтобы не испытывать зависимости.

Я всегда уважительно отношусь к тем, кто честно заработал деньги. "Честно" не значит только стоять у станка. Честно зарабатывать деньги означает иметь хорошую голову, например. Хотя у меня-то как раз нет показателей богатства. Даже элементарных, что надо бы иметь в моем возрасте, - дачи, например. Да и машину мне подарил на юбилей "Современника" мой замечательный друг. И ничего хорошего в этом нет. Но я себя грею мыслью, что у меня есть театр.

Я не солнечный оптимист. Но хочу верить в то, что разум, как теперь принято говорить, победит.

О том, кто из известных деятелей культуры уже сделал свой политический выбор, читайте на с. 17.

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы