Примерное время чтения: 6 минут
122

Охота на "зайцев" с риском для жизни

ЧУТЬ более полугода назад вступил в силу новый административный кодекс, и штрафы за безбилетный проезд в автобусах и электричках стали беспардонно расти. В некоторых уголках России они достигли 100 рублей - минимальной зарплаты. Только стало ли от этого меньше "зайцев"? Наш корреспондент решил отправиться в рейд с контролерами.

К РЕПОРТАЖУ я готовился основательно: трясясь в автобусе до конечной, размышлял о том, как встречусь с контролерами, что им скажу, как мы вместе поедем по маршруту... Очнулся я, когда перед моим носом оказалось удостоверение контролера.

- Проездной, - радостно объявил я.

- Студенческий билет, - парировал контролер.

Студенческого не было.

- С вас 100 рублей, - обрадовался теперь уже контролер.

- Так я ж свой, - попытался объяснить я. - Я ж к вам... Мы ж с вами сейчас...

- Ничего не знаю, - отрезал контролер и, получив в руки сотню, метнулся из автобуса, даже не проверив остальных пассажиров.

Теперь я знал, что скажу контролерам, когда с ними встречусь. "Меня на вашем маршруте уже оштрафовали", - объявил я с порога. Начальница Ольга Владимировна и трое сотрудников недоуменно уставились на меня. "И ты заплатил?! - разинул рот один из парней. - Да, видимо, корреспондентам еще деньги платят".

Даешь норму

КОНТРОЛЕРАМ тоже платят - 1750 рублей плюс 50% с каждой квитанции. Но это при том условии, что выполнишь норму - три "зайца" в день. "Раньше, когда штраф был десять рублей, многие платили. А с сотней уже никто так легко не расстанется", - объясняет Юра. Юру мне выделили в экскурсоводы. Контролером он работает 6 лет. Вид у него совсем неустрашающий: в вязаной шапке, походка неуверенная и лицо печальное. "А чего мне веселиться? - рассуждает он по дороге к остановке. - Вот недавно мы с напарником высадили одного - штраф платить отказался. Пригрозили, что в милицию отведем. Так он выхватил нож и кричит: "Только попробуйте! Порежу!" А одного нашего недавно за эти сто рублей насмерть задавили. Дело ночью было. Слово за слово, ругаться начали. А мужик пьяный был. Толкнул контролера на дорогу. И тут "КамАЗ"... Силу применять мы не имеем права, у нас инструкция. Я безбилетного пассажира даже под руки вывести не могу. А в милиции нас посылают куда подальше".

Пассажиры Юру узнают сразу. Какой-то молодой мужчина срывается с места и вываливается в закрывающиеся двери. В середине салона девушка с уверенным видом достает из кошелька талон. "А почему вы его не пробили?" - спрашивает контролер. "А я не знала", - отвечает девушка и глядит с вызовом.

Препираемся минут пять. Пассажиры начинают недовольно гудеть. "Правильно, девочка, не плати, - вступается пожилая женщина. - Совсем совесть потеряли, скоро билеты по 100 рублей сделают. Мне молодежь жалко. Они, как и пенсионеры, должны бесплатно ездить".

С другого конца салона раздается голос: "Вот я пенсионер, так я бы лучше платил, а не унижался с этим удостоверением. Его еще и проверить норовят - вдруг поддельное".

Проехаться на халяву норовят в основном молодые люди от 15 до 35 лет. Ловить "зайцев" - дело муторное. На 20 человек в автобусе - 15 не берут билеты по закону. В Минтрансе подсчитали, что сейчас примерно 65% пассажиров ездят бесплатно - льготники. Лет десять назад безбилетников было 5-7%, зато все это были "зайцы".

На двух последних сиденьях разместился огромный пьяный амбал. "Ваш билет?" - "А у меня нету". - "Тогда оплатите штраф", - обреченно говорит Юра. "Да ты че, обалдел? У меня ваще денег нету!"

- А если бы вместо нас была женщина? - спрашиваю я моего спутника.

- Женщины с этой работы уходят. Тут, понимаешь, агрессии много. Раньше у нас треть контролеров были женщины, теперь от силы 8-10 на 100 человек.

Мадам в норковой шубе нас не замечает - разговаривает по мобильному телефону. "Я не буду платить", - заявляет красавица. "Тогда выходите". Девушка вылезает и тут же ловит такси.

За три часа мы так никого и не оштрафовали.

Кому это надо?

В КОНТОРЕ, где я побывал, сотня контролеров. Работают пять дней в неделю. Если даже все ежедневно будут собирать положенные по норме три штрафа, за месяц наберется чуть больше 600 тысяч рублей. А на зарплату этим людям уходит более 500 тысяч. Так нужны ли вообще контролеры?

"Обязательно нужны, - говорит начальник Департамента автодорожного транспорта Минтранса Евгений Москвичев. - Когда человек знает, что его в любой момент могут наказать, он оплатит проезд. Контролеры есть во всех цивилизованных странах".

Только в цивилизованных странах все гораздо серьезнее. В Швейцарии, например, водитель блокирует двери. Контролеры в фуражках и специальной серой форме входят в салон с двух сторон и, улыбаясь, просят билеты. Штраф берут, предварительно извинившись, но мало не покажется - 60 швейцарских франков - примерно 44 долл. (проезд стоит 1,5 долл.). Во французской бригаде целых пять проверяющих: все из-за того, что местные "зайцы" слишком агрессивные (по этой причине даже случаются забастовки водителей). Билет стоит 50 евроцентов, а оштрафовать могут на 50 евро. Разница - в 100 раз.

У нас пока разница - максимум в 10 раз. Правда, доходы российских и заграничных пассажиров несопоставимы. Средний иностранец тратит на проезд в городском транспорте около 2% от месячного дохода, наши соотечественники - как минимум 7% от своей зарплаты.


Анекдот в тему

Кондуктор на остановке кричит водителю с задней площадки:

- Коля! Подожди немного, там еще один человек бежит!

Через несколько секунд:

- Коля!!! Поехали быстрее, я его знаю - у него проездной!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно