Примерное время чтения: 18 минут
741

Живодерня или цирк? Игорь Кио: "Укротители - не монстры!"

КРОВЬ медведя на сапогах укротителя - не случайность, а будни манежа. Звери не хотят исполнять трюки, но делают это, иначе их ждут унижения, пытки голодом и побои. Зрители в зале не знают, что идиллия между животным и человеком заканчивается за кулисами - в основе популярного жанра лежат насилие и обман... С этих шокирующих откровений дрессировщика медведей Владимира Дерябкина "Аргументы и факты" (NN 48, 49 за 2002 г.) начали дискуссию о жестокости дрессуры.

РЕАКЦИЯ его коллег по цирку была резкой. Одним из первых в редакцию позвонил маг и волшебник из знаменитой династии иллюзионистов Игорь КИО. При встрече он сказал: "Я не дрессировщик, поэтому буду объективен. С детства наблюдал за репетициями укротителей. Жестокие люди в их среде - исключение. А вы хотите очернить всех!".

- НЕ ХОТИМ, Игорь Эмильевич! Но отношения между дрессировщиком и зверем всегда интересовали зрителей. Что это - дружба или вражда? Чем плоха дискуссия на эту тему?

- Ее можно вести разными методами! Недавно в "КВН" показали пародию - явно по мотивам публикации в "АиФ". "Ток-шоу в цирке. Мстислав Распашный". Как бы намек на Мстислава Запашного. Выскакивает дикий человек с хлыстом и кричит на ведущего: "На колени! В клетку! Вколоть ему наркотики!" Всё на крике, на повышенных тонах. Этюд супержестокости в цирке, "характеризующий" общение дрессировщика и его подопечных.

- Разве это неправда?

- Это оскорбляет артистов. Нельзя так говорить! Конечно, без насилия нельзя работать с хищниками. Cлучается, надо ударить, заставить. Но укротители - не монстры, которые издеваются над бессловесной тварью. Кто-то более жесток, кто-то более мягок. Бывает всякое. Но это не отношения между "несчастным животным" и "деспотом-хозяином".

Слезы слона

- ВЛАДИМИР Дерябкин упомянул про реквизит дрессировщика - крюк на конце стека, которым цепляют за ухо слона, чтобы он шел по манежу куда следует. Крюк скрыт от зрителей бутафорской розой... Для многих это - символ жестокости профессии.

- А для меня нет. Да, "слоновий" крюк используют. Но для чего? Слонов грузят в вагоны, везут в другой город. Как это сделать? Это же не собака, которую можно тянуть на поводке. А тут - испытанный способ. Он нужен не для того, чтобы истязать животное, измываться над ним. Это необходимость. Пример с крюком - не символ дрессуры.

- А что в таком случае символ? Приведите пример получше!

- Пожалуйста. Когда я был ребенком, мы с мамой приехали на гастроли в Киев с цирком Дурова. В труппе у Владимира Григорьевича был дрессировщик Исаак Бабутин. Однажды они поссорились, и Дуров его уволил. А заодно списал своего старого слона, который потом попал в Киевский зоопарк. Бабутин тоже решил остаться в Киеве, устроился на работу в зоопарк и доживал рядом с этим самым слоном. Мама привела меня туда и сказала: пойдем к Бабутину, увидишь знаменитого дуровского слона. Бабутин встретил нас и привел в вольер. И тут он совершил ошибку: подошел к слону сзади. Хотя полагается всегда подходить так, чтобы слон тебя видел. Но у Бабутина с ним были такие домашние отношения, как с собакой или кошкой, что он без страха пошел "с хвоста". А слон был уже глуховат, не услышал шагов, испугался, схватил его хоботом и отбросил в сторону. Бабутин упал навзничь. Слон повернулся, и - я навсегда запомнил эту сцену - с ужасом увидел, кого бросил, с кем так обошелся! Он опустился на колени, стал трубить, качать Бабутина на хоботе, а затем принялся трюк за трюком исполнять программу, которую делал в цирке всю жизнь, - только бы вымолить прощение.

- Ну вот, а вы говорите! Даже слон боится дрессировщика.

- Это не так! Что значит "слон боится"? Он, по сути, не может бояться, слишком силен и грозен. Слона вообще запугать трудно. Вымаливать прощение из боязни он не будет.

- Но он встал на колени перед хозяином. Это поза раба.

- Слон по сравнению с человеком - двухэтажный дом. Как же ему с ним общаться? Когда дуровский слон бросил дрессировщика, тот лежал на земле. Чтобы взять хоботом человека, начать качать, слону необходимо встать на колени. Он же не может с высоты его поднять... Вот истинное отношение животного к укротителю - а не ненависть и месть.

- Так бывает не всегда. Вы не отрицаете?

- Отец рассказывал мне о случаях, которые свидетельствовали, что слоны - очень злопамятные животные. Они до смерти помнят и добро, и зло. Был один дрессировщик, который грубо обращался со слоном. Тот долгие годы терпел, но помнил. Однажды слонов привезли на товарную станцию, чтобы перевезти в другой город. Слон стоял около вагона и ждал, когда за ним придут. Дрессировщик допустил неосторожность: он, как и Исаак Бабутин, стал обходить огромное животное сзади и на мгновение оказался между ним и вагоном. Слон сделал два шага назад. От дрессировщика осталось мокрое место.

- Слон отомстил - и правильно сделал...

- А я с детства запомнил того бедного дуровского слона. Бедного - потому что он сделал больно хозяину, которого, по-вашему, ненавидит и все мечтает, чтобы тот умер.

- Допустим, что не мечтает. Но вряд ли от процесса дрессировки зверь испытывает удовольствие.

- Я признаю, что в дрессуре существует насилие и кто-то, может быть, им чересчур пользуется. Но часто животные по-настоящему привязываются к укротителям - и наоборот. Таких примеров в цирке больше, чем случаев жуткой жестокости. К примеру, вы дрессируете собаку - ее тоже надо придержать, ударить. Это насилие в разумных пределах.

- Интересная формулировка! Что значит "разумный предел насилия" - по отношению к животному?

- Это значит не избивать его до крови. Насилие и жестокость... чувствуете разницу? Есть разные приемы дрессировки, но побои - признак низкой квалификации укротителя. Настоящий профессионал должен знать психологию животного, уметь воспитать его. Опытный дрессировщик посмотрит на зверя и скажет: "Этот экземпляр мне не годится". И не станет работать, если поймет, что медведь или лев слишком упрямый. Отправит его в зоопарк или еще куда. А плохой дрессировщик возьмет лом и начнет бить зверя, чтобы запугать и любой ценой достичь результата. Лишь бы доказать, что сильнее, чем он. Это все от неумения.

- Вы сказали с иронией: "несчастные животные". А что они, счастливые, что ли? Живут в клетках, их заставляют делать то, чего им не хочется...

- В зоопарках звери тоже в клетках живут!

- Я бы не назвал их счастливыми.

- Конечно, на воле они более свободны. Но в зоопарке и цирке о них заботятся. Звери в тепле, им оказывается медицинская помощь, их кормят...

- Кормить - не значит любить. Цирковых зверей просто используют.

- Тогда нужно вообще запретить дрессуру! Но это абсурд. Вы стоите на позициях западных "зеленых". Однажды на гастролях в Германии мне не разрешили делать трюк с уткой. Это безобидная реприза, когда я прячу утку, а потом раскладываю столик в разные стороны - и утки нет. Мне запретили! Так же, как и другую сцену - в ней вместо женщины в клетке появляется лев. Нельзя, мол, показывать льва в клетке. Это же полная глупость! Ну лев в клетке. А где ему быть? Я же не могу его выпустить оттуда, он бросится на людей... Я работал со львом и медведем. Замечательный трюк: ребенок мне дарит плюшевого мишку, я кладу его в коробку, а оттуда появляется живой медвежонок. На репетициях мне было нужно, чтобы он сам залез в ящик, а ему, допустим, этого не хотелось. Я бросал в ящик еду и подталкивал медвежонка, мог и дать по заду. Но потом он уже лез сам, потому что знал, что внутри еда и ничего плохого. Вот и вся жестокость...

- В Москве запретили проводить корриду. Чем дрессура лучше?

- Там животных не убивают. И вообще, это не та полемика! Давайте еще поспорим, что носить - натуральные меха или только искусственные... Дрессура - это же такая радость детям! Для них самое главное в цирке - номера с животными. На Цветном бульваре дети фотографируются с обезьяной - посмотрите, какая очередь! Снимок они будут беречь всю жизнь.

- Но они не знают всей правды. А если б увидели, как "общаются" зверь и дрессировщик с глазу на глаз, их радости бы поубавилось.

- Сомневаюсь. В цирке во время репетиций не закрывают служебный вход, не делают из происходящего тайны. Приходят по делам разные люди, могут заглянуть в зрительный зал. Пожалуйста! Если бы применялись варварские методы, ни одного постороннего не пустили бы.

- И все-таки, как заставить медведя сделать сложнейший трюк, непосильный большинству людей - крест на акробатических кольцах?

- Совсем без насилия, конечно, никак. Но это не значит, что, для того чтобы научить медведя танцевать твист, нужно колоть его в ляжки гвоздями. За сорок лет своей работы в цирке я таких методов не видел.

- Цирковых животных морят голодом, чтобы они стали послушнее?

- Животных никогда не кормят перед работой. А потом - наоборот. Если зверя намеренно морить голодом, он будет злобным. Какой же из него будет артист? Он злой как черт, если два дня не ел. Животное послушно, когда оно сыто и в хорошем тонусе. А иначе начнет бросаться, станет опасным для человека.

Зверь на пляже

- НО ЗВЕРЬ все-таки остается зверем. Помните семью Берберовых? Они тоже ели и спали со львами - и заплатили за это жизнью.

- Есть и другие примеры. В моей труппе работал ассистент Толя Колоденко - сначала он помогал с медведями дрессировщику Монастырскому, а потом сделал свой номер. Толя купил медвежонка, спал с ним в одной кровати и до сих пор общается, как с братом, и дети его играют с медведем, будто с домашним псом. Это нежная дружба с обеих сторон. А когда медведь подрастает, его, конечно, сажают в клетку... На гастролях по Дальнему Востоку Толя брал медведя в самолет, и тот сидел у него между ног. А Пурш был, тигр у дрессировщицы Назаровой, с которым она гуляла по улице, ездила в открытом автомобиле и приходила в кабинет к начальникам?! Иван Кудрявцев в Сочи ходил с медведем на пляж купаться. Он его водил, как детей водят. Часами не мог вернуть из воды.

- Просто идиллия! Но в нее, как в любую идиллию, нелегко поверить. Цирковые звери любят своих хозяев?

- Вы же сами сказали: "Зверь остается зверем". Редкий укротитель избегает нападения хищника. Бывают и жуткие случаи. Однажды в Харьковский цирк приехала румынская дрессировщица, она работала с тиграми и вышла на манеж во время месячных. В такие моменты нужно по-женски очень "упаковать" себя, чтобы тигры не почуяли крови. А она, очевидно, сделала это недостаточно тщательно. И тигры бросились на нее прямо во время представления... Разорвали насмерть.

- В цирке часто бывает такое?

- Обычно удается как-то отбить нападение. Показателен случай - как Мстислав Запашный стал дрессировщиком. Он был воздушным гимнастом, летал под куполом, а потом его старший брат Вальтер создал номер с тиграми. Мстислав приехал на дебют к брату... Но Вальтер в чем-то ошибся, тигры в клетке кинулись на него. Мстислав, никогда не имевший дела с хищниками, вскочил со своего места в зале, выбежал на манеж, разогнал тигров и спас Вальтеру жизнь.

- У Запашного-старшего был хлыст, но он не смог сам разрядить ситуацию. Тигры были настолько злы на него?

- Не обязательно. Может быть, сказалась неопытность Вальтера. С хищниками трудно работать. Нужно каждую секунду держать их под контролем, нельзя поворачиваться спиной. Если сшибут с ног - плохо дело. Обычно - ударят лапой, появляется кровь. Кровь их возбуждает. Важно не упасть, сохранять равновесие. Дрессировщик сразу должен показать характер. А тут еще наше разгильдяйство - неисправные брандспойты. У цирковых служащих на манеже есть пистолеты-пугачи, но пока полез за пистолетом, пока достал... время упущено.

- У Валентина Филатова была афиша: медведь, подносящий хлеб-соль укротителю. Филатов левой рукой берет у зверя хлеб-соль, а в правой держит хлыст. И подпись: "Медвежий цирк". Чем не символ дрессуры? Неужели нельзя было убрать хлыст, чтобы он не колол глаза хотя бы на рекламе? Страшное сочетание, если вдуматься.

- Но в нем есть правда жизни. Да, дрессировщики используют и насилие, и прикорм. Это два приема, с помощью которых они добиваются успеха. А вы как хотели?

- Дрессировщики намеренно скрывают от зрителей эту сторону своей профессии, чтобы не отпугнуть их от жанра. Что, согласитесь, само по себе не вызывает особой симпатии...

- Соглашусь. Но нельзя же отменить законы циркового искусства. Акробат репетирует свой трюк по десять часов в день, десять потов с него сходит, а потом он должен показать зрителям, что все движения его легки. Точно так же и в дрессуре. Самый высокий класс - когда укротитель стоит в проходе из-за кулис на манеж, а медведь исполняет все трюки сам.

- Давайте представим: дрессура вообще без насилия. Как научить медведя ездить на велосипеде?

- Настойчивостью и терпением. Прикармливают, сажают, пристегивают к велосипеду. Подталкивают. Повторяют по многу раз. А если врезать мишке по голове, он будет бояться велосипеда, как огня. Он не подойдет к нему, а тем более к мотоциклу, который рычит, трясется и разит бензином. Избей зверя - и, кроме страха, у него ничего не останется.

"Король волшебников" говорил искренне. Но вот мысль: он мог бы сам, если б захотел, стать неплохим дрессировщиком. Обе цирковые профессии схожи тем, что секреты мастерства фокусника и укротителя известны лишь узкому кругу посвященных. Правда жизни - за кулисами и на репетициях. А то, что видят зрители, - только иллюзия.


Крик животных

Уважаемый "АиФ"!

Выражаем вам глубочайшую признательность за статью о цирке. Цирки, зоопарки, как и виварии, - закрытая зона. Садисты всех уровней и мастей нашли там себе надежное убежище. Просим вас, пожалуйста, продолжите свою работу. Хочется, чтобы эта акция не осталась одноразовой.

М. П у ш к е в и ч, редактор газеты "Крик животных" (Украина)

Вмешайтесь в пасквиль!

Главному редактору "АиФ".

Крайне возмущен напечатанной в вашей газете статьей "На арене - идиллия, за кулисами - жестокость". Несложившийся артист, лжедрессировщик, обиженный на свою судьбу, изливает желчь и грязь на всех дрессировщиков-профессионалов. Корреспондент всеми любимой газеты, не проверив достоверность фактов, напечатал эту статью. Прошу вас вмешаться в данный пасквиль.

Б. К. Б и р ю к о в, директор цирка им. Дурова (Воронеж)

Кто порочит манеж?

Уважаемый господин главный редактор!

Вызывает глубокое сожаление факт появления на страницах "АиФ" глубоко субъективного "откровения" бывшего дрессировщика-артиста. Его личное восприятие собственных ошибок в дрессуре не может служить доказательством всеобщей жестокости и садизма в среде профессионалов-дрессировщиков. Автор статьи Вл. Кожемякин состряпал необъективный и оскорбительный материал, порочащий достоинства выдающихся мастеров культуры. С наслаждением смакуя изуверские методы об издевательствах над животными, он пытается перенести вину одного дрессировщика на всемирно признанных мастеров этого дела... Мы готовы поделиться своим опытом с г-ном Кожемякиным, который почему-то избрал цирк для своих исследований в области человеческой непорядочности и эгоизма.

Народный артист СССР и России М. М. Запашный, заслуженный артист России Мст. Мст. Запашный

Не пущу детей в цирк!

Здравствуйте!

Меня потрясла статья "Цирковые рабы". Не могу сказать, что это было откровением, полной неожиданностью. В глубине души я всегда противилась такому способу развлечения людей, и особенно детей - когда в зоопарках и цирковых шоу показывают животных, достаточно измученных, с несчастными по-человечески глазами. Мне 37 лет, и я, мать двоих детей, совсем еще маленьких, ясно понимаю, что звери, от природы дикие, созданы жить на природе, но никак не в клетках и среди людей. Любому зверю, будь то слон, медведь, тигр, лошадь, плясать на двух лапах так же неестественно, как и человеку ходить на четвереньках... Недавно я отпустила свою 4-летнюю дочь в цирк с няней. Я знала, что там будут трюки в исполнении зверей. Но мне очень хотелось, чтобы дочка увидела атлетов, акробатов, фокусников, клоунов. А после вашего рассказа я решила про себя: мои дети больше не будут ходить в цирк, пока там есть номера с дикими животными. Я верю, что цирк вполне может существовать и без зверей. Разве не люди - бродячие артисты - являются родоначальниками цирка? Почему мы, взрослые, можем так бесстыдно потешаться над тигром, прыгающим сквозь огненные кольца?! Все мы знаем про Маугли, все помним, что тигр боится огня... Дети верят, что он храбр и бесстрашен в момент прыжка. Они живут в мире сказок. Но мы - в реальном мире и можем представить и осознать, может быть, не до конца, всю глубину величайшего стресса, шока, испытанного в этот момент тигром... Как можно зарабатывать на этом деньги?..

Разве зоопарки и цирковые шоу со зверями могут научить наших детей быть умными, сильными, добрыми? Спасибо, что подняли эту тему - о насилии над животными, безответственности за свою власть, о еще одном способе вымещения своих неудач, скрытых пороков на тех, кто не всегда способен постоять за себя.

К. Б а л к а б е к о в а, Москва


Метки от когтей

Из рассказа Владимира ДЕРЯБКИНА:

"ПОЧЕМУ я решил стать укротителем? Знал, что в цирке это элитная профессия: у тебя появляются ассистенты, железнодорожный вагон-платформа. А тут еще животные получают продукты, и немало. Вот поэтому зачастую артисты и стремятся работать с животными, особенно с медведями. Известная цирковая шутка: "Если хочешь стать популярным и поехать за границу, сделай с медведем танец "Калинка-малинка". Успех придет".

...То, что дрессурой не надо заниматься, я подсознательно всегда чувствовал. Путешествуя по миру, поражался разнице в содержании животных в наших цирках и на чужом и не слишком любимом мною Западе. Это же день и ночь! На Руси их, точно уголовников, перевозят все в тех же тесных, постылых клетках. А в Австралии, например, только чтобы перевезти из города в город медвежонка, нашему импресарио пришлось арендовать морской контейнер и вырезать в его стенках специальные отверстия для вентиляции.

Не могу сказать, что только это заставило уйти из дрессуры. Но когда решился, медведей пришлось "списать". Их не стало. В поезде я написал стихи:

Опустели медвежьи клетки,
Нет в живых моих близких друзей.
Лишь на стенах, как росписи, метки
От медвежьих остались когтей.

...Этот варварский жанр еще какое-то время будет в цирке. Но однажды с ним придется распрощаться. Смогли же многие цирки в Европе отказаться от номеров с дрессированными животными! И наших укротителей с хищниками туда приглашают все реже. И директор питерского цирка в Автово Александр Белявский старается так составлять программы, чтобы оставалось меньше места для жестокости - дрессуры".


ТЕМУ жестокого обращения с животными, счастливого и трагического сосуществования человека и другого живого существа "Аргументы и факты" продолжат в ближайших номерах. Мы открыты для любых мнений и ждем откликов от всех, кто неравнодушен к этой теме. Единственное, о чем приходится сожалеть, так о том, что свою точку зрения не смогут изложить сами звери.

О случаях издевательств над животными - не только цирковыми - можно сообщить по электронному адресу: vk@aif.ru, Владимиру Кожемякину.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно