Примерное время чтения: 6 минут
164

Мистер Икс приоткрывает карты

АНАТОЛИЙ ИКСАНОВ дебютировал в профессии в 1977г. на должности главного администратора Ленинградского Малого драматического театра. С сезона 2000-2001 гг. - генеральный директор Большого театра.

- МОЖНО ли сегодня попасть в театр за десять рублей?

- Да, есть такие билеты - это самые дешевые места на утренние спектакли. На вечерние представления самый дешевый билет стоит двадцать рублей. Естественно, что места не самые удобные в плане видимости.

- А с Николаем Басковым все в порядке? Что-то его в оперной афише театра не видно.

- С ним - да. Последний конфликт, который, видимо, вы подразумеваете, произошел, когда нам очень настоятельно стали рекомендовать, чтобы мы 7-8 марта провели в Большом театре совместный концерт Баскова с Кабалье... Но мы отказались.

- Рекомендации поступали с политического олимпа?

- Нет, в основном это исходило от его продюсера. Я отвечал вполне конкретно, что Николай Басков как солист Большого театра, исполнитель главных партий в спектаклях "Евгений Онегин", "Моцарт и Сальери" и "Набукко" нас устраивает, но как шоумен - не интересует. Поэтому его шоу-программы могут идти где угодно, только не в стенах Большого. Все это очень не понравилось, и Басков выплеснул все свои обиды, вплоть до того, что, мол, с репертуара сняли "Евгения Онегина". Чушь. Спектакль жив-здоров. Басков сам отказался петь "Набукко", потому что в это время улетел в Испанию репетировать с Кабалье, отказался ехать и на гастроли в Киев. И так далее.

- Вы не устаете опровергать слухи об объединении дирекций Большого театра и Мариинки. В. Гергиев тоже говорит, что сотрудничество возможно, а объединение - полный бред. Так откуда пошли эти разговоры?

- Тема взаимоотношений Большого театра и Мариинки действительно непростая. В последние два года у нас появилась такая форма сотрудничества, как обменные гастроли. Наши двери открыты для Петербурга. Мы там бываем реже, поскольку в этом нет необходимости в силу убыточности таких гастролей. В наших отношениях мне импонирует соревновательность идей. Мы объявили о показе оперы "Борис Годунов" в стенах Святогорского монастыря, рядом с могилой А. С. Пушкина. Мариинцы ответили проектом "Борис Годунов" в крепости города Выборга.

- Являетесь ли вы сторонником силовой культурной политики Михаила Швыдкого?

- Его политика не силовая - конкретная. Я приветствую человека, решающего проблемы реальным действием. Именно этим он отличается от предшественников, тихо-мирно отсидевших свой срок. Конкретен и принимает на себя бремя решений.

- Анатолий Геннадиевич, на Западе большинством театров управляют не художественные руководители, творцы (дирижеры, режиссеры), а менеджеры, хозяйственники. Светит ли Большому подобная перспектива?

- Безусловно. В советские времена театром руководили из кабинетов ЦК КПСС. Оттуда, естественно, в обмен на идеологию, решали все театральные проблемы - жилье, зарплаты, отличающиеся от обычных, звания, путевки, льготы. Сегодня все это приходится зарабатывать самим. При этом всегда следует помнить, что приоритет театра - творчество, и каким бы ни был руководитель, его главная цель - создать условия для творческого процесса.

- Хватает денег, чтобы обеспечить звездные составы гонорарами хотя бы среднеевропейского уровня?

- Конечно, на Паваротти у театра денег нет, но приглашать европейский оперный high level (высокий уровень. - Ред.) мы в состоянии. Тенденция международных составов, безусловно, будет сохраняться, но вопрос, в какой пропорции с остальным? Большой театр как был, так и останется театром русской оперы.

- Дорого ли обошлась Большому "Адриенна Лекуврер", взятая напрокат у театра "Ла Скала"? Красивейшая опера, без всякой политики и психоанализа, мелодрама на все вкусы.

- В два, а то и в три раза дешевле, чем если делать новый спектакль, а удовольствие и артисты, и публика получили не меньшее. Недаром практика переносов и совместных постановок так распространена на Западе. Мы и сами отдаем в аренду наши спектакли: "Бориса Годунова" в нашей версии с декорациями Федоровского ставили в Италии и Японии.

- Большую часть бюджета оперных театров мира составляют спонсорские вливания и пожертвования. У Большого есть внебюджетное финансирование?

- Серьезная проблема. В нашей стране у бизнеса напрочь отбили охоту помогать культуре. Наши отечественные спонсоры - своего рода герои, которые без каких-либо льгот отдают свои живые деньги из чистой прибыли. Перед ними хочется снять шляпу. В этом смысле проще работать с иностранными компаниями, которых в России достаточно. Самое главное в подобных отношениях - прозрачность. Именно отсутствием прозрачности и страдали предыдущие десять лет в Большом.

- Принято ли окончательное решение о ходе реконструкции Большого театра?

- С большим трудом удалось принять единственно правильное решение: поэтапная реконструкция. Основное здание будет закрываться на несколько месяцев каждый год в летний период. Это займет 4 - 4,5 года. К декабрю этого года наконец будет введена в действие новая сцена.

В отличие, скажем, от лондонского "Ковент-Гарден" мы не сможем пристраивать новые помещения по бокам или сзади. Единственный выход - углубляться. Один из вариантов был - на 20 метров, но оказалось, что глубже восьми - нельзя.

- В любом оперном театре мира есть клака - купленные люди, которые кричат "браво" определенным артистам и получают за это мзду. С такими "проплаченными фанатами" нужно бороться?

- Клаку можно сократить, но уничтожить вовсе - невозможно, это исконное свойство театра, во всяком случае в нашей стране. Нажимать на артистов, пытаясь таким образом через них урезонить их поклонников, - не метод, поскольку это вопрос личной профессиональной этики. Работать с этим особым контингентом очень сложно - это ежевечерние завсегдатаи, весьма разбирающиеся люди, знающие всю подноготную театра. Самое неприятное, когда они начинают "дружить против кого-то", "захлопывать" своих жертв. Столько жалоб от иностранцев, которые не привыкли к базарному ору в театре!

- А вам не обидно, что после нескольких шумно обставленных посещений Путиным Мариинки и его встреч с В. Гергиевым в народе сложилась легенда, будто президент больше любит Мариинский театр?

- Президент такой огромной страны, как Россия, в высшей степени занятой человек, и я не считаю правильным отвлекать его проблемами отдельного театра, даже если это Большой театр. Что касается посещений того или иного театра, то редкими часами отдыха президент вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно