Примерное время чтения: 5 минут
84

Шемякин хочет отдать все

НА ПРОШЕДШЕМ в Москве театральном фестивале "Золотая маска" художнику Михаилу ШЕМЯКИНУ вручили эту самую маску за сценографию и костюмы к балету "Щелкунчик" в постановке Мариинского театра. Но в Россию Шемякин приехал не за наградой. Как всегда, у художника масса проектов. Самый масштабный из них - создание "Культурного фонда Михаила Шемякина". Его основатель готов передать туда свое движимое (работы) и недвижимое имущество.

- МНОГИЕ расценили создание фонда как ваш очередной экстравагантный жест.

- В чем проявляется моя экстравагантность? В том, что я ношу не дорогой костюм, а обыкновенную рабочую куртку? В моих картинах, скульптурах? По-моему, это не экстравагантность, а серьезные работы, которые только у необразованного зрителя вызывают удивление. А зритель российский, прямо скажем, довольно темен - сказывается 70-летнее отсутствие информации о том, что творится в остальном мире. Здесь и самомнение, которое у русских развивается непомерно, почти так же, как у американцев.

А отдал я далеко не все. Помимо части работ я хочу передать фонду свое поместье в Клавераке под Нью-Йорком, где живу уже 14 лет. Это своеобразная американская культурная зона. И россиянам иметь в таком месте собственную землю будет как нельзя более кстати. Фонду перейдет и большое помещение во Франции, прямо на территории замка, где жил Карл VII. Пора заняться культурной экспансией.

- В России остались еще люди, которые заставят Запад снова влюбиться в русское искусство?

- Дирижер Валерий Гергиев давно покорил Запад, композитора Софию Губайдуллину знает весь мир. В классической и авангардной музыке у нас все в порядке. А вот в остальном...

Когда я встречался с В. Путиным, разговор шел в основном об изобразительном искусстве, где положение России довольно печальное. Русский авангард начала ХХ века очень популярен на Западе. При этом, к сожалению, там никто не знает, кто такие Рокотов, Аргунов и насколько сильной была школа русского портрета XVIII века. Мастеров так называемой школы соцреализма как действительно выдающихся мастеров, а не как представителей тоталитарного режима за границей никто никогда не показывал. Традиционный балет, которым россияне заслуженно гордились, по-прежнему пользуется колоссальным успехом, но уже пора показать Западу новую российскую хореографию. Хотя придется много работать, чтобы догнать уровень современного балета.

Мы же всегда гордились тем, что Россия ассоциируется у Запада с именами Чайковского или Шостаковича. А сейчас Россию чаще вспоминают в связи с "русской мафией". "Культурный поход" на Запад должен изменить имидж России.

Хотя, прослушав послание президента, я был озадачен и огорчен тем, что он не затронул одну из важнейших тем - проблему развития культуры и помощи интеллигенции. А ведь академик Лихачев говорил: "Если у нации нет культуры, существование ее бессмысленно".

- У вас есть какие-нибудь проекты, связанные с Россией? Для чего В. Путин подарил вам помещение под мастерскую в Санкт-Петербурге?

- Это помещение я хочу использовать как филиал Института философии и психологии творчества, в России как скульптор я много работать не собираюсь - не те условия. Пока же мне предложили участвовать в государственном проекте "Государев бастион". Великий Государь на случай нападения шведов построил под Петропавловской крепостью подземные ходы - патерны, ведущие в казематы. Современные художники предлагали для оформления этого пространства и голографии, и супертехнологии, и палочки-веревочки, "трусики-рубашечки". Но директор Петропавловки после долгих размышлений и рассмотрения работ это пространство предложил оформить мне в бронзе и граните.

С Вячеславом Полуниным мы обсуждали идею создания этакой средневековой мистерии, сочиненной одним из крупнейших композиторов XX века Сергеем Слонимским, - "14 видений Ивана Грозного". Там будут и хоры, и танцы, и перформансы.

- Когда художник заканчивает какой-то проект, он ставит жирную точку или завершенное дело тянет за собой целую цепочку новых идей?

- После создания памятника "Дети - жертвы пороков взрослых" я решил сделать нечто более ощутимое. Уже упакованы для продажи на аукционах тяжеленные ящики с моими литографиями и сереографиями на 2 млн. долл. Деньги же за проданные работы пойдут на помощь колониям, где содержатся малолетние преступники. Заниматься этим будут профессионалы, которые досконально знают ситуацию, знают, куда именно направить деньги и как сделать так, чтобы они в итоге не осели по карманам чиновников.

- Пережитые величайшие события оставили на Земле след - памятники: Эйфелева башня, Великая китайская стена, Мавзолей на Красной площади. Вы думали над тем, какими памятниками можно отразить наше время?

- Вот об этом я совсем не думал. Мне кажется, это больше заботит Зураба Церетели, у которого есть возможности сооружать гигантские монументы. А я, к сожалению, не имею средств для осуществления своих проектов. Однако я верю, что сегодня пришло время собирать камни и на базе великого наследия мастеров прошлого и достижений современного искусства человечество может создать новый Ренессанс.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно