aif.ru counter
44

Низкие возможности - от великой бедности

Президент заявил, что правительство слишком низко оценивает возможности России. Но может ли наша экономика мобилизоваться по приказу сверху? Есть ли у России резервы? Экономисты предложили минимум 3 рецепта, как заставить ВВП расти быстрее. Правительственный сценарий подготовлен Минэкономразвития. Существует программа Института экономики РАН, о ней рассказывает депутат Госдумы Сергей Глазьев. И "особое мнение" либерального советника президента Андрея Илларионова.

ПРЕЗИДЕНТ заявил, что правительство слишком низко оценивает возможности России. Но может ли наша экономика мобилизоваться по приказу сверху? Есть ли у России резервы? Экономисты предложили минимум 3 рецепта, как заставить ВВП расти быстрее. Правительственный сценарий подготовлен Минэкономразвития. Существует программа Института экономики РАН, о ней рассказывает депутат Госдумы Сергей ГЛАЗЬЕВ. И "особое мнение" либерального советника президента Андрея ИЛЛАРИОНОВА.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы:

- РЕЗЕРВЫ экономики определяются незадействованными ресурсами. Сегодня загрузка производственных мощностей в России составляет всего 51%. Причем это не "умирающие" предприятия. Обследования, например, компании "Маккензи" показывают, что не менее половины из них способны производить конкурентоспособную продукцию.

А СТОЯТ, потому что не хватает финансов. Причина в росте тарифов естественных монополий, политике Центробанка по укреплению рубля и политике правительства по снижению импортных тарифов.

В теории экономического роста давно доказано, что, если государство вынуждено догонять другие страны, ему не обойтись без активной поддержки конкурентоспособных отраслей и производств. Страны, которые применяют эти инструменты - Китай, Индия, многие государства Юго-Восточной Азии, - развиваются темпами 6-10% в год. Но Минфин сокращает расходы и не выпускает в экономику дополнительные бюджетные доходы: деньги удерживали в ЦБ, вместо того чтобы вкладывать их в производство. Не выполнена даже программа инвестиций, заложенная в бюджете.

Правительственная программа предполагает, что чем меньше государственных расходов, тем лучше для экономического роста. Это оправдание собственного бездействия. Мы предлагаем выделить направления, где при сравнительно небольших затратах можно получить взрывной экономический рост: биотехнологии, информационные телекоммуникационные технологии, ракетно-космический комплекс, авиационная промышленность, переработка природного газа. Поддерживая эти отрасли, мы выращиваем локомотивы экономического роста. Однако это не означает, что остальные отрасли должны быть забыты.

Где взять деньги? Государство должно создать механизмы развития (бюджет развития, куда привлекать нефтяные сверхдоходы, банки развития). Основная часть сбережений граждан концентрируется в Сбербанке, 51% акций которого - в федеральной собственности. Часть его ресурсов можно привлечь в банки развития и направить на инвестиции. Другой возможной схемой является рефинансирование банков развития Центробанком (контролируемой эмиссией. - Ред.). Все эти расходы самоокупаемы: вы авансируете собственный экономический рост.

Тарифы естественных монополий должны быть заморожены, пока не будет раскрыт реальный состав цены. Сейчас есть подозрение, что в издержки закладываются роскошные офисы, квартиры, личные самолеты. Как выяснилось на парламентских слушаниях, зарплаты высшего состава в РАО ЕЭС составляют десятки тысяч долларов в месяц. Пусть это незначительная доля себестоимости, но повышение тарифа всего на 1% означает снижение ВВП на 0,3%. Это очень дорогая цена.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, экономический советник президента:

- НЕОБХОДИМО создать "стабилизационный фонд" (похожий на "бюджет развития", который предлагает Глазьев) и направлять туда нефтяные сверхдоходы.

ОДНАКО деньги эти не вкладывать в промышленность, а выдворять из страны. Например, как можно быстрее отдавать внешние долги. Чем меньше в стране лишних долларов, тем медленнее укрепляется рубль, тем дороже импорт, тем выгоднее отечественному производителю.

Илларионов категорически возражает против того, чтобы за счет государственных инвестиций поднимать отечественную промышленность. "В условиях открытой экономики стимулировать экономический рост государственными инвестициями - это все равно что выливать воду в бочку без дна", - говорит он. Имея в виду, что вкладывать государственные деньги в устаревшие предприятия невыгодно: "лежащая" промышленность абсолютно неэффективна. Скорее всего, эти деньги никого "не поднимут", а просто убегут из страны. Как это не раз бывало со всякого рода государственной поддержкой.

Илларионов предлагает сократить не только государственные инвестиции, но и вообще все госрасходы в федеральном и региональных бюджетах в общей сложности примерно на 100 миллиардов рублей. Как это сделать? Скажем, как можно быстрее проводить реформу ЖКХ. Сейчас коммунальные услуги граждане оплачивают не полностью, часть за них отдает бюджет. Кстати, расходы бюджета на ЖКХ примерно и равняются 100 миллиардам рублей. Если граждане будут платить все 100%, эти расходы можно сэкономить. Логика такая: чем меньше у бюджета расходов, тем меньше нужно собирать налогов, а чем меньше налогов - тем больше экономический рост.

Позиции непримиримых сходятся в вопросе об естественных монополиях. По мнению Илларионова, их нужно решительно реформировать, причем дробить: только если появится конкуренция, тарифы будут сокращаться. "Из-за повышения тарифов экономический рост в России в 2002 году замедлится на 0,1-0,6%. Ради чего страна должна платить такую цену? Расчеты показывают, что для нашего уровня жизни и экономического развития тарифы и так завышены примерно на 40%", - говорит А. Илларионов.

Аркадий ДВОРКОВИЧ, замминистра экономики:

- ГЛАВНОЕ, от чего зависит рост экономики, - это объем инвестиций, а еще важнее - их качество. Для того чтобы привлечь деньги в нашу страну, необходимо радикально улучшить инвестиционный климат.

ЭТОЙ цели будет служить вступление России в ВТО.

Во-вторых, нужно усилить конкуренцию в российской экономике, привлечь на рынок новых игроков, особенно малый бизнес, а для этого снять административные барьеры.

Следующий важнейший фактор для привлечения инвестиций - качество государственных институтов. Имеется в виду соблюдение законности, уровень коррупции. Мировой банк составляет рейтинг наименее коррумпированных стран. Россия в нем находится во второй сотне стран. Удивительно, что мы имеем такой высокий доход на душу населения при столь низком качестве государственных институтов.

В качестве рецепта роста сейчас нередко предлагается снижать госрасходы и бороться с укреплением рубля. А для этого стимулировать отток капитала из страны и ограничивать иностранные инвестиции. Это близорукая политика. Она может ускорить рост на короткий срок, но лишает Россию перспектив. Без инвестиций не бывает модернизации, а без этого мы консервируем технологическую отсталость. Снижая бюджетные расходы, мы не можем укрепить государственные институты, провести необходимые реформы. Другое дело, что нужно очень существенно менять структуру госрасходов, сейчас она сильно искажена.

Но нельзя рассматривать рост производства как самоцель. Главная задача - повышение уровня жизни. Ослабляя рубль, повышая импортные пошлины и возводя другие барьеры для импорта и иностранных инвестиций, мы можем увеличить (хоть и ненадолго) производство, но снизим уровень жизни. Об этом забывать нельзя.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Почему при простуде едят именно малиновое варенье?
  2. Кто такой Баррон Хилтон?
  3. Когда включат отопление в Москве?