Примерное время чтения: 4 минуты
138

"И тогда настало 11 сентября..."

КОНФЛИКТЫ в Югославии и в Чечне, нападение исламских террористов на Нью-Йорк и Вашингтон и ответный удар США по базам террористов в Афганистане - это ли не пролог к мировой войне цивилизаций?

Известный французский востоковед, журналист, лично знавший практически всех крупных политических деятелей арабских стран и Израиля за последние 40 лет, посол Франции в ряде стран Востока Эрик РУЛО полагает, что это не так. По крайней мере пока.

НЕДАВНО у нас во Франции был проведен социологический опрос. Так вот, каждый второй француз считает, что ислам и фанатизм - это одно и то же. В США сенатор Либерман, бывший кандидат на пост вице-президента от Демократической партии, заявил, что ислам - это "империя зла", которая ненавидит демократию и потому мобилизует против Запада все свои силы. Иными словами, даже высокообразованные люди не осознают, что понимание демократии в разных странах различно.

Такова западная сторона "медали". А вот восточная. Недавно я проехал по столицам ближневосточных государств. Общаясь с их руководителями, увидел, что у них крепнет убеждение в том, что нынешняя война, которую ведет Запад, - не против терроризма, а именно против ислама. Борьба с терроризмом - это всего лишь предлог для того, чтобы установить гегемонию Запада над исламским миром, считают на Арабском Востоке.

Таким вот образом вопросы сугубо политические в умах людей Востока и Запада трансформируются в проблему межрелигиозного противостояния, а вслед за этим - в противостояние цивилизаций.

Основой этого противостояния является арабо-израильский конфликт, длящийся вот уже более 50 лет. Не урегулировав его, нельзя остановить сползание мира к новой мировой войне.

Как ни удивительно, конфликт этот не имеет ни религиозной, ни расовой подоплеки, хотя с обеих сторон есть попытка надеть на него маску борьбы с сионизмом - с одной стороны и с исламским фанатизмом - с другой. На самом деле с самого начала суть проблемы в том, кто будет владеть землей: арабы или евреи.

Основная масса евреев приехала сюда из Европы после Второй мировой войны в соответствии с сионистской теорией о том, что земля Палестины исторически принадлежит еврейскому народу. Даже если это так, согласиться с тем, что народ, живший на какой-то территории 2 тысячи лет назад, имеет право вернуться туда сегодня... В таком случае нас ждет всемирная революция.

Компромисс, который предложила Саудовская Аравия, в том, что, если Израиль уйдет с территорий, оккупированных в результате войны 1967 г., все арабские страны признают Израиль в границах, которые он имел после войны 1948 г. В результате той войны Израиль расширил свою территорию примерно на 40% по сравнению с тем, что ему отводила резолюция ООН.

Это, на мой взгляд, максимально возможные уступки, на которые только могли пойти арабы, но мировое сообщество не понимает этого. Взрывы в израильских городах, о которых мы слышим почти каждый день, - это по сути единственное, чем могут ответить палестинцы на незаконную оккупацию.

В США знают, что палестинские арабы имеют право на 33% всех территорий исторической Палестины, что закреплено резолюциями ООН. И хотя американцы осудили израильские поселения и требуют свободы передвижений для Арафата, однако они дали зеленый свет всему, что делает Шарон, в том числе убийствам палестинских лидеров.

Америка называет взрывы камикадзе актами терроризма, но не считает таковыми убийства палестинцев. То, что позиция США на 100% произраильская, - вопрос не внешней политики, а исключительно внутренней. И дело не только в том, что еврейская община имеет в США сильное влияние. Помимо нее произраильское лобби включает в себя и фундаменталистские христианские течения, которые в США не менее сильны. Эти конфессии, основываясь на Библии, убеждены, что евреям должна принадлежать вся Палестина без остатка и арабам в ней просто не может быть места.

Поэтому в конгрессе США подавляющее большинство поддерживает израильскую политику, какой бы она ни была. И ортодоксальные арабы-мусульмане, особенно те, кто подолгу живет в США, очень хорошо понимают это. Поэтому, с их точки зрения, повлиять на произраильский курс Вашингтона могли только какие-то особые чрезвычайные обстоятельства. США, может быть, изменят этот абсолютно произраильский курс, если война придет к американцам в дом... И тогда настало 11 сентября...

От редакции. Позиция французского востоковеда Э. Руло отражает в основном арабскую точку зрения. Мы готовы опубликовать иные взгляды на арабо-израильский конфликт и предложения, направленные на примирение обеих сторон.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно