Примерное время чтения: 4 минуты
112

Что думает народ (25.12.2001)

КОГДА нас что-то тревожит, один обращается к врачу, другой - к экстрасенсу или гадалке. Но как узнать самочувствие народа - его заботы, страхи, надежды? Тут уж никакая магия не поможет. Поэтому мы обратились к Юрию ЛЕВАДЕ - авторитетному социологу, директору Всероссийского центра изучения общественного мнения.

- ЮРИЙ Александрович, как люди привыкают к новой жизни?

- Трудно. Большинство - примерно 70% - считают, что они проиграли от реформ. Правда, те же самые люди говорят, что уже стали приспосабливаться к новой жизни и понимают, что дороги назад нет. Даже среди коммунистов в возможность вернуться в социализм верят процентов 15.

- Изменилось ли настроение людей за прошедший год?

- С 43% до 22% сократилось число тех, кто был близок к отчаянию. Люди стали спокойнее. Появились признаки эмоционального подъема, хотя половина населения все еще считает, что кризис не преодолен.

- Правительство тешит нас цифрами роста, хорошими прогнозами. Верят ли в это люди?

- Конечно, все видят эти признаки. Но понятна и относительность такого оптимизма. Пока это рост "из ямы", в которую страна упала в 98-м. В реальности же мы только на подходе к докризисному уровню.

- Если посмотреть на улицу из окна коммуналки... Сколько нищих, бродяг, брошенных детей.

- Да, чуть более 20% считают, что так "жить невозможно". Хотя справедливости ради нужно сказать, что в кризисные годы процент абсолютных пессимистов доходил до 45. Восприятие жизни все-таки меняется: другие 20% полагают, что "все не так плохо", 50% согласны, что "жить трудно, но можно".

- Что больше всего не нравится в "новой жизни"?

- Отталкивает сильный разрыв между бедными и богатыми. Ведь от реформ выгадали не так уж многие - процентов 15-20. А для большинства скромный достаток лучше теоретической возможности стать богатым. Даже пресловутая советская "уравниловка" не воспринимается как зло.

- Но, наверное, не все так считают...

- Конечно, среди молодежи больше оптимизма. Но при нынешней демографической ситуации она у нас в меньшинстве, и мнение ее не слишком влияет на общий баланс.

- Людям нравится В. Путин. Но кто он для народа - демократ, "свой парень" или новая модель "отца народа"?

- Понятие "демократии" за последние годы размылось. Слишком уж много жонглировали этим словом. Поэтому и Путина народ воспринимает скорее как "спасителя", не думая о том, демократ он или нет. Уровень доверия к нему 72-73%. И в этом качестве "спасителя" он для людей более ценен, чем, скажем, Немцов или Явлинский.

- А как же разговоры о том, что Владимир Владимирович является наследником Ельцина, ставленником "семьи"?

- В глазах людей Путин уже давно оторвался от Ельцина. Более того, превзошел его почти "по всем статьям". Такие качества, как интеллект, политическая профессиональность, стремление к законности, четкость государственного мышления, ему "присваиваются" в четыре раза чаще, чем Ельцину. Не говоря уж об оценках "по поведению".

- Как люди реагируют на резкие повороты во внешней политике?

- Есть настороженность и опасения. Примерно половина населения считает, что в сближении с США президент "зашел слишком далеко", что Буш использует Россию в своих целях. Но пока это не сказывается на популярности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно