Примерное время чтения: 5 минут
67

В. Путин: Мы против "черных списков"

Президент В. Путин дал развернутое интервью американской газете "Уолл-стрит джорнэл". Предлагаем выдержки из беседы.

- МОГЛИ бы вы обозначить, господин Президент, какие-то долгосрочные параллельные интересы России и Соединенных Штатов - интересы, которые будут держать страны вместе, даже если президенты не будут уже в такой степени доверять друг другу?

- И Россия, и Соединенные Штаты заинтересованы в укреплении режима нераспространения ядерного оружия и средств доставки, а также других средств массового уничтожения. Мы заинтересованы в активной совместной работе по борьбе с терроризмом и окончательном искоренении или подавлении терроризма. Ну и, наконец, в экономике мы вполне можем быть естественными, эффективными партнерами. Россия - второй по объемам экспорта поставщик нефти на мировые рынки.

- На прошлой неделе президент Буш заявил о том, что существует "ось зла", и назвал три страны: Ирак, Иран и Северную Корею. Вы разделяете его анализ, согласны ли вы, что эти три страны и составляют эту "ось зла"?

- Если мы говорим об Ираке и есть подозрение, что в этой стране производятся средства массового уничтожения, то нужно решать именно эту проблему. И здесь много путей. Прежде всего нужно добиться возвращения в Ирак наблюдателей ООН. Поэтому я бы сказал так: мы против составления каких-то "черных списков" стран, но готовы работать вместе с Соединенными Штатами по нейтрализации угроз...

- Если все-таки Соединенные Штаты начнут военные действия против Ирака, как отреагирует Россия - поддержит или, наоборот, выступит против этого?

- Нарушать общепризнанную в международном праве процедуру нет никаких оснований. В Афганистане международная коалиция и Соединенные Штаты действовали не против Афганистана, а против талибов, режим которых не был международно признан, в отличие от законного правительства Раббани, которое как раз поддержало международную коалицию. Качественно совершенно другая ситуация.

- А кто кому звонит: вы президенту Бушу или он вам?

- И я ему звоню, и он мне звонит. Последний раз он мне позвонил. Причем он человек достаточно активный. И, в принципе, если у меня возникает необходимость с ним переговорить, реакция очень быстрая и положительная. То же самое и с моей стороны: если мне говорят, что со мной хочет переговорить Буш, то никаких проблем, мы в течение дня или суток определяем время и разговариваем.

- Что касается НАТО: готовы ли вы к тому, что Балтийские государства вступят в НАТО?

- Спросите у жителей Нью-Йорка: будут ли они чувствовать себя в большей безопасности от того, что Латвия, Литва и Эстония станут членами НАТО? Я думаю, что они ответят "нет". Во всяком случае, многие из них просто поинтересуются, где находятся эти страны. А вот если вы спросите россиян, хорошо это для России или плохо, подавляющее большинство ответит, что это для России плохо.

- То есть они себя будут чувствовать в меньшей безопасности?

- Конечно, потому что инфраструктура военного блока приближается к нашим границам.

- В России есть недовольство военных. Они говорят, что Россия все время как-то отходит, сдает свои позиции. Люди видят, что сейчас американские войска находятся в странах Центральной Азии.

- По поводу якобы недовольства военных. Наши военные не хуже ваших. И среди ваших военных, и среди части нашего общества есть еще значительное число людей, которые относятся друг к другу с недоверием. Что касается, скажем, базы на Кубе, это была инициатива военных, а не моя.

То же самое касается Средней Азии. Если рассматривать Соединенные Штаты как врага, то, конечно, может быть, и в рамках антитеррористической коалиции нужно было вести себя по-другому.

Ну а если говорить о странах Средней Азии, то давайте не забывать, что это самостоятельные государства, они самостоятельно определяют свою внешнюю политику. Это совсем не значит, что у нас нет своих национальных интересов и что мы не будем настойчиво добиваться их реализации.

...Что касается представления о будущем страны. Мне бы очень хотелось, чтобы через лет 10-15 в России потребление было на уровне промышленно развитых стран Запада.

Вторая группа проблем. Мне бы хотелось, чтобы в экспорте нашей продукции преобладали не энергоносители и не энергоресурсы, а главным образом продукты высокой переработки, наукоемкое производство. Чтобы в стране устойчиво сложилась социально-политическая стабильность, основанная на развитых институтах демократии.

Из комментария американских журналистов

В. Путин воздержался от атрибутов позерства лидера заметной мировой державы, войдя в зал в сопровождении только пресс-секретаря. Он внимательно выслушивал вопросы и на каждый отвечал мягко, кратко и откровенно. Лицо его очень редко расплывалось в улыбке, а голубые глаза смотрели прямо на собеседников - привычка, которую кое-кто приписывает его профессиональной подготовке офицера советского Комитета государственной безопасности (КГБ), тогда как другие - внутренней дисциплине, закаленной ритуалами дзюдо, его любимого вида спорта. Когда интервью закончилось, он обменялся рукопожатиями не только со своими гостями, но также и со своим переводчиком, которого поблагодарил, перед тем как уйти самому.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно