Примерное время чтения: 5 минут
126

Полсрока Путина языком цифр

26 МАРТА Владимир Путин пересечет "президентский экватор" - 2 года со дня избрания. Хороший повод подвести первые итоги: что из обещанного уже сделано, а над чем еще предстоит поработать?

В активе президента немало достижений. Во внешней политике - внятная, последовательная линия на сближение с цивилизованным миром, совместная с Америкой и Европой борьба против терроризма, реанимация СНГ. Внутри страны - политическая стабильность, укрепление вертикали власти и ее кадровое омоложение, реальный старт земельной, трудовой, пенсионной, налоговой реформы.

Именно снижение налогов считается одним из самых зримых результатов первой половины путинского срока. От него зависит содержимое наших кошельков, с ним связывают надежды на рост экономики. Насколько эти надежды оправдались? Вот две точки зрения экспертов.

Экономика выходит из тени


Андрей МАКАРОВ, председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

ИЗ ДОСТИЖЕНИЙ я бы отметил прежде всего плоскую шкалу подоходного налога - 13%. Такой ставки нет нигде в мире. Собираемость налога резко возросла - примерно на 80% за 2001 г.!

Причем его снижение дает кумулятивный эффект. Предприятия показывают реальные зарплаты работников, следовательно, растут показатели прибыли, увеличиваются поступления налога на прибыль - сейчас он вышел на первое место по собираемым налогам.

Но главное - предприятия получили сигнал: на свету жить более выгодно. Восстанавливается доверие людей к государству. А это шаг к возвращению капиталов, вывезенных в "смутное время".

Следующий плюс - снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой всех льгот, в основе своей - коррупционных. Это тоже колоссальный прорыв.

Кстати, огромная заслуга президента в том, что он пресек попытку Минфина взимать налог на прибыль не с прибыли как таковой, а с дохода предприятий.

Третий плюс - введение регрессивной шкалы единого социального налога (ЕСН). Например, если директор предприятия платит работнику больше 100 тыс. рублей в год, то он перечислит за него ЕСН в размере не 35,6%, а только 20%. Если платит больше 300 тыс. - ставка снижается до 10%. При доходе свыше 600 тыс. рублей она вообще падает до 2%. Иначе говоря, чем больше "белая" зарплата работников, тем меньше предприятие платит налогов.

В активе реформы - и отмена налогов с оборота: дорожных, жилищно-коммунальных и пр., составлявших в сумме 4,5%.

Налогоплательщики получили право оспаривать в суде неправомерные действия налоговиков. Ни Минфин, ни Министерство по налогам и сборам теперь не могут издавать подзаконные инструкции, которые превращали закон в его противоположность.

Особо отмечу, что все налоговые решения утверждаются на уровне президента. Правда, пока не отлажен механизм выполнения этих решений, поэтому они тормозятся чиновниками. В результате успехов у нас меньше, чем могло бы быть.

Налоги душат малый бизнес


Оксана ДМИТРИЕВА, зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

СНИЖЕНИЕ подоходного налога до 13%, конечно, плюс. Но я бы не преувеличивала его последствия. 80% налогоплательщиков и раньше платили налог по ставке 12%, поэтому для них ничего не изменилось. Собираемость выросла не потому, что богатые вышли из тени, а за счет инфляции и увеличения налогооблагаемой базы. Например, заставили платить 13% и военных. Обложили все натуральные выплаты предприятий - путевки, матпомощь, обеды в столовой и т. д. Налогообложение фонда оплаты труда - с учетом единого соцналога - осталось на уровне 50%, это очень много.

Налоговое бремя просто сдвинуто с одних отраслей на другие. Задушили малый бизнес, отобрав все льготы. Раньше индивидуальные предприниматели не платили НДС - теперь платят. Вновь образованные малые предприятия первые 2 года не платили налог на прибыль - теперь платят сразу. Введена более жесткая форма уплаты этого налога - по факту отгрузки продукции. Отменена льгота по капвложениям. В результате больше стали платить новые и быстро растущие предприятия. Меньше - старые и неповоротливые. А в целом налоговый пресс на экономику не уменьшился и составляет 60% от ВВП.

Кроме ошибок в налоговой политике колоссальный перекос сделан в распределении сборов. 3-4 года назад соотношение между доходами федерального центра и регионов было 40 на 60 в пользу последних. Начиная с 1999 г. центр перетягивает одеяло на себя, и сейчас пропорция зеркально изменилась - 58,2 на 41,8 в пользу центра. Если раньше субъекты оставляли себе 25% от собираемого у себя НДС, то с 2001 г. не получают его вовсе. Отобрали и часть налога на пользование дорогами.

Что получилось? У регионов забрали доходы, но не освободили от расходов - оплаты труда врачей, учителей, работников культуры. Итог - в регионах начались задержки с выплатой зарплат бюджетникам.

Сравните: доля расходов на образование в бюджете субъектов Федерации - 22%. Та же доля в федеральном бюджете - 4,1%. На здравоохранение регионы тратят 14,1%, центр - 1,6%. В результате регионы тратят до половины, а то и больше своих средств на содержание бюджетников. Это уже грань банкротства. А правительство еще возмущается, мол, губернаторы не все деньги отдают на зарплату!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно