Примерное время чтения: 6 минут
153

Почему британский бизнес в России осторожен

НЕДАВНО в редакции "АиФ" побывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства сэр Родерик ЛАЙН, и, разумеется, разговор сразу зашел о том, какими должны быть отношения между Россией и Англией.

- ЭТИ отношения должны стать не лучше и не хуже, чем, скажем, между Англией и США. И сотрудничество с Россией должно быть таким же тесным и взаимовыгодным. Оно, по сути, уже таковым и становится. Вот пример. Во время катастрофы с подводной лодкой "Курск" мы сразу же предложили России помощь. Наш тогдашний военно-морской атташе 3-4 дня буквально жил в своем кабинете, потому что он постоянно держал связь со своим министерством в Лондоне.

Теракты и визы

- УТВЕРЖДАЮТ, что английская сторона ужесточила въезд в связи с недавними терактами в США.

- И до терактов, и после гораздо легче получить британскую визу, чем визу для посещения многих других стран. Мы положительно отвечаем на 97% таких заявок. Для меня лично очень важно качество этой нашей работы, чтобы никто не стоял на улице под дождем или снегом в ожидании, когда его примет консульский работник.

- Проблема въезда в вашу страну имеет и другую сторону. Во многих ваших городах есть целые кварталы, где не встретишь ни одного англичанина. Создается впечатление, что находишься где-то в Тегеране или Эр-Рияде.

- Такая ситуация действительно существует. Для нас она началась в 60-е годы, когда граждане наших бывших колоний стали по разным причинам приезжать к нам. В некоторых отраслях мы испытывали нехватку рабочих рук. Например, на транспорте. Это была одна из причин, почему мы приветствовали и поощряли въезд. Не всем это пришлось по вкусу. Случались вспышки расизма, было даже некое "движение сопротивления". Тем не менее привыкать к присутствию новых граждан стало необходимостью, хотя некоторая напряженность все еще остается.

- Некоторые россияне, из тех, кто разными путями преуспел у себя на родине, почему-то тоже в конце концов оказываются в Лондоне. Можно вспомнить имена Бориса Березовского, Артема Тарасова, других опальных бизнесменов и политиков.

- Я думаю, что они приезжают к нам из-за английского языка, который хуже или лучше, но все же знают, из-за того, что Лондон - это главный финансовый центр Европы, где удобно заниматься бизнесом, а еще и потому, что у нас просто комфортно жить. Из Лондона можно легко добраться до Америки и любой из стран Европы.

Вечная бюрократия

- НО, к сожалению, наши экономические связи оставляют желать лучшего. Здесь, в России, мы покупаем что угодно, но только не английские товары. Ширпотреб приходит к нам из Турции, Италии, Германии, Китая. Почему?

- По объему инвестиций в России Великобритания занимает четвертое место. Хотя итальянский бизнес действительно действует здесь более энергично и, может быть, даже более авантюристично. Но я постоянно поощряю британских бизнесменов к расширению географии своих капиталовложений, но пока они проявляют, может быть, излишнюю осторожность. Августовский кризис 1998 г. произвел на них слишком тяжелое впечатление. А ведь исторически Россия всегда была нашим торговым партнером. Наши экономические связи начались еще с приезда в Архангельск британского купца Ричарда Чанселлора в 1565 г. Он предложил местным жителям обмен товарами, но встретил типичное российское препятствие: в Архангельске ему сказали, что на этот обмен им нужно разрешение Москвы. Потратив несколько недель на бюрократическую волокиту, Чанселлор все же получил разрешение от самого Ивана Грозного.

- Российская бюрократия с тех пор мало изменилась, а что добавилось?

- Добавились гигантские очереди на таможенные пункты в Финляндии. Так что не все в нашей торговле зависит только от нас. Обеим нашим странам еще много надо работать, чтобы преодолеть остатки взаимного недоверия.

"Шекспира у вас знают лучше"

- За свою жизнь вы, господин посол, работали в разных странах мира. Долгое время - в Африке, в Москве, в Швейцарии и снова в Москве. Что помогает вам адаптироваться к резкой смене окружающей среды?

- Спорт. Я сумасшедший спортсмен. Бегаю, играю в теннис, в сквош, крикет, катаюсь на лыжах. Раз в год мне обязательно нужно побыть одному где-нибудь в горах. А еще очень важно в каждой новой стране находить друзей. Не партнеров по переговорам, не коллег по работе, а личных друзей. Тогда в любой стране вы будете чувствовать себя как дома. В Москве у меня есть друзья, с которыми я познакомился 30 лет назад. Это музыканты, есть философ, искусствовед и даже священник. У вас в России, может быть, самая интересная интеллигенция в мире. Шекспира и Диккенса в России лучше знают, чем у нас, да и вообще средний уровень образования у вас очень высок.

- Вы не боитесь, что после ваших слов уменьшится число россиян, желающих обучаться в Англии?

- Не боюсь. У нас хорошо учиться практическим наукам, вроде экономики.

- Принято считать, что англичане - люди чопорные. Но почему-то ваша страна занимает, может быть, первое место в мире в области поп-музыки, потеснив в этом даже американцев. Для очень многих русских знакомство с Англией, с ее культурой началось когда-то с "Битлз".

- Англичане давно уже не чопорный народ. И в этом можно убедиться, посмотрев на нашего премьера Тони Блэра. Он представляет молодое поколение: любит ходить без галстука, в свободное время играет на гитаре. Во все времена музыка была частью жизни нашего народа. Спеть, потанцевать англичане любили всегда. Но только с "Битлз", когда развернулась эпоха радио, ТВ, а потом и Интернета, другие народы смогли оценить наших музыкантов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно